Гасырлар авазы - Эхо веков. Научно-документальный журнал
Главная
Гостевая книга
Отправить письмо


Новости
Приложения к журналу
О журнале
Редакционная коллегия
Авторам
Контакты
Подписка на журнал

АРХИВ ЖУРНАЛОВ
2015 1/2 2014 3/4
2014 1/2 2013 3/4
2013 1/2 2012 3/4
2012 1/2 2011 3/4
2011 1/2 2010 3/4
2010 1/2 2009 2
2009 1 2008 2
2008 1 2007 2
2007 1 2006 2
2006 1 2005 2
2005 1 2004 2
2004 1 2003 3/4
2003 1/2 2002 3/4
2002 1/2 2001 3/4
2001 1/2 2000 3/4
2000 1/2 1999 3/4
1999 1/2 1998 3/4
1998 1/2 1997 3/4
1997 1/2 1996 3/4
1996 1/2 Май 1995

НОВОСТИ
14 декабря 2015
Создан новый сайт журнала "ГАСЫРЛАР АВАЗЫ-ЭХО ВЕКОВ": http://www.echoofcenturies.ru/


10 июля 2013
Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)


E-MAIL РАССЫЛКА
Чтобы подписаться на рассылку оповещения о выходе нового журнала введите свой e-mail





Поиск:    

    

2000 1/2

2000 1/2 > Мнения. Суждения. Версии >

Понятия «нация», «национальный дух», «национальная идея» и «национализм» в общественной мысли татар начала ХХ в

(По материалам дореволюционной печати)

 

В начале XX века в татарском обществе все большую актуальность начинает приобретать национальный вопрос. Именно тогда из "мусульманской уммы" (общины) постепенно начинает формироваться татарская нация. В каких понятиях в татарской научной публици­стике осмысливался этот процесс, несколько используемый категориальный аппарат отражал достигнутый к тому времени уровень развития науки - таков круг вопросов, составляющих предмет нашего анализа.

Прежде всего необходимо внести определен­ную ясность в содержание определений "халык", "кавем" (в русской транскрипции -кавим), "каумиять" (кавмият), "милләт" (мил-лет), "милләтчелек" (миллетчшшк), "миллият" в языке татар начала XX века. Дело в том, что они представляли в совокупности определенный понятийный аппарат, при помощи которого развивались идеи, связанные со становлением татар как нации.

В своей основе названная терминология арабского происхождения, она попала в татар­ский язык или непосредственно из арабского, или из арабского через турецкий язык. В дан­ной связи воспроизведем значения этих слов во всех трех языках.

Слово "халык". В арабском языке пишется как: халк и означает создание; люди, народ; тварь. В турецком языке соответственно: халк -народ, население, жители; люди, толпа; созда­ние, В татарском языке: халык - народ; насе­ление, жители; публика; толпа, масса, люди.

Слово "кавем". В арабском языке: каум -народ, нация; люди; племя. В турецком языке: кавим - народ; нация; племя; род. В татарском языке: кавем - народ, племя, племена; род, родня; нация.

Слово "каумиять". В арабском языке: кау-мият - народность, национальность; национа лизм. В турецком языке: кавмиет - народ­ность, национальность; этнические черты, этни­ческий характер. В татарском языке: каумиять - род; нация.

Слово "милләт". В арабском языке: миллет - народ, нация; религиозная община, секта; ве­ра, религия. В турецком языке: миллет - на­ция; национальность, народность; люди, народ, публика; род, племя, порода. В татарском язы­ке: милләт - нация, национальность; народ­ность.

Слова "милләтчелек" и "миллиятчелек". В арабском языке данных слов нет. В турецком языке: миллиетчилик - идеология, ставящая превыше всего интересы нации и страны. В татарском языке: миллетчилик - патриотизм; идеология угнетенных народов в борьбе за не­зависимость.

Слово "миллият". В современном арабском языке это слово в качестве существительного не употребляется. В турецком языке: миллиет -национальность, народность; национализм; пат­риотизм. В татарском языке: миллиять - на­циональность; национальный дух.

Теперь, представляя использование этих по­нятий татарской интеллигенцией в начале XX века, обратимся прежде всего к работам Гаяза Исхаки. В статье "Безнең мәсләгебез һәм мил­лият" (Наша идеология и миллият, 1906) он писал: «Так как наши татары являются из­вестным "миллетом", ... им хотелось вернуть свои национальные права... Пролитая кровь ты­сяч и тысяч армянских и татарских (азербайджанских. - РЖ) бедняков в ходе этих событий, это лишь дело, совершенное в интере­сах богатых людей из этих двух "миллетов"... Это стало причиной того, что "халык", состоя­щий из рабочих и крестьян обессилел, а также возникла вражда между двумя "кавимами", ко­торая долго еще будет сохраняться в памяти»1.

Двумя годами раньше Г.Исхаки в повести "Исчезновение через 200 лет" отмечал, что ос­новной опорой татарского "миллета" является литература2.

Можно заключить, что слова "миллет" и "кавим" в данном случае выступают как сино­нимы. Слово "кавмият", идущее после слова "войны", можно перевести двояко: как имя прилагательное "национальные", тогда все сло­восочетание по-русски будет звучать как "национальные войны" или как "национализм", в таком случае это же словосочетание будет переводиться как "войны национализма". Слово "халык" в данном контексте обозначает не эт­ническую, а лишь определенную социальную общность.

Для полноты картины рассмотрим употреб­ление этих слов известным писателем и обще­ственным деятелем начала XX века Галимджа-ном Ибрагимовым. В статье "Без татармыз" (Мы - татары, 1911) он писал: «"Кавим", кото­рый до XX века назывался татарским, ... среди "миллетов" мы известны под названием татар­ский "миллет", ... тюрки - это великий "кавим". Он подразделяется на несколько час­тей, то есть, мы - "кавим" под названием та­тары, мы - тюркское племя, именуемое "татары"... То, что мы называемся татарами, не противоречит тому, что мы относимся к тюркскому "миллету"3». Здесь автор считает та­тар то "кавимом", то "миллетом", а то и вовсе "тюркским племенем". Тюрки же у него назы­ваются то "кавимом", то "миллетом".

На примере отрывков из статей двух на­званных авторов очевидна аморфность, неразра­ботанность терминологии, относящейся к облас­ти развития этносов, начиная с уровня рода и кончая политической нацией. Заметим, что здесь речь идет о неразвитости терминологии, а не самих национальных идей и понятий. Мно­гие вещи объяснялись авторами описательным способом.

Наиболее емкая и в то же время лаконич­ная характеристика представлений о таких по­нятиях, как "нация" (миллет) и "националист" (миллетчи), бытовавших у прогрессивной татар­ской интеллигенции начала XX века, дана в статье Р.М.Амирханова "Татарская националь­ная идеология: история и современность". Нельзя не согласиться с мнением автора, о том, что «в начале XX века, в короткий пери­од бурного развития татарской культуры, обще­ственной мысли, национально-освободительного I движения в представлениях таких мыслителей, как Г.Исхаки, С.Максуди, Ф.Амирхан, Г.Тукай понятие "миллиетчи" воспринималось в его ис­конном смысле патриота своей нации ("миллет"), человека, болеющего за судьбу сво­его народа и посвятившего себя служению ему. Национальные чувства для Г.Тукая, говоря его собственными словами, самые священные и по­читаемые, национальные мечтания - самые светлые. Именно в силу преклонения перед вы­соким понятием "миллет" Тукай и его едино­мышленники зло высмеивали псевдонационали­стов, опошлявших национальную идею демаго­гией, либо использовавших ее в корыстных це­лях...» Подлинными "миллетчи" (националиста­ми) прогрессивные мыслители считали таких верных, бесстрашных, честных сынов нации, как Г.Исхаки, который, по словам Ф.Амирхана, «„. и в своем "тангизме"4 ... и в критике "националистов" всегда оставался национали­стом'"5 то есть, во всех своих действиях руко­водствовался интересами нации»6.

Теперь рассмотрим, каким представляли тюрко-татарское сообщество, каким понятийным аппаратом при его характеристике пользовались по-европейски наиболее образованные представи­тели татарской интеллигенции начала XX века Юсуф Акчура, Садри Максуди и Газиз Губайдуллин. Следует подчеркнуть, что эти авторы точно знали, содержание понятия "нация", ко­торое употреблялось в европейской науке.

В статье "Об экономической политике", опубликованной в 1917 году, Ю.Акчура писал: «Идеологией журнала "Тюрк Юрду" является "миллиетчилик" и любовь к народу. Используя более ясные и определенные европейские тер­мины, можно сказать, что "Тюрк Юрду" явля­ется "любящим народ миллиетчи" (т.е. nasyonalist demokrat)»7. Таким образом, он в слово "миллиетчи" вкладывал понятие "нацио­налист" в европейском смысле.

В другой своей статье выражение "теоре­тики миллетперверлика" Ю.Акчура поясняет в скобках терминами европейского происхожде­ния: "идеологи национализма"8.

Ю.Акчура четко различал между собой та­кие термины, как "миллиет" и "кавмиет". Это следует из его следующих рассуждений, относящихся к 1914 году: «Идея "миллиет" (национальности. - РЖ) у мусульман появи­лась в связи с тем, что исламская культура, в течение долгого времени совершенствовавшая свои специфические качества, не смогла под­няться до уровня, который бы позволял ей за­щитить независимую личность при помощи права и вследствие чего Запад начал ассимили­ровать Восток в культурном плане.

Наряду с этим, расцвет национальной идеи у мусульман можно также объяснить и своего рода состоянием, возникшим благодаря влиянию идей и чувств "кавмиет" (этноса, народности. -РЖ), в уничтожении которых не смогли до­биться успеха даже наднациональные религии»9.

В одной из своих публикаций 1912 года Ю.Акчура всех тюрок России называет "миллетом", т.е. нацией. Он считал, что «сейчас уже можно вести речь о "российских тюрках" как о чем-то неделимом. Один из за­падных востоковедов 3-4 года назад даже при­ветствовал рождение на Востоке одной новой "нации" (миллет). Эта нация (миллет) демонст­рирует и доказывает окружающему миру свое существование своей увеличивающейся числен­ностью и растущим богатством, печатью, свои­ми мектебами и медресе, своими съездами, а также своей политической партией, которая ор­ганизованно и единым фронтом действует среди депутатов российской Думы»10.

Ю.Акчура также считал, что национализм может быть демократическим и империалисти­ческим. По его мнению, «демократический на­ционализм должен опираться на право и быть защитительным. Он стремится вернуть нации ее законное право, отнятое у нее силой, защитить право, которое у нации хотят отнять; империа­листический же национализм агрессивен, он старается усилить свою нацию за счет агрес­сивных нападок на право других»11.

Появление национализма Ю.Акчура связы­вал с существованием среднего класса (бур­жуазии). По его мнению, «средний класс на­ционалистичен, потому что его экономические интересы требуют расцвета и прогресса нацио­нальной идеи и национального чувства»12.

Для данного общественного деятеля и поли­тика характерно то, что он не сопрягал форми­рование нации с исламским фактором. Развитие буржуазных отношений, появление среднего класса - вот что влечет за собой, по мнению Ю.Акчура, возникновение нации.

Садри Максуди также постоянно говорил о "тюрко-татарской нации". Так, в документах культурно-национальной автономии мусульман и тюрко-татар Внутренней России и Сибири, объ­явленной в Казани 22 июля 1917 года от име­ни трех Всероссийских мусульманских съездов речь шла о том, что «Национальное Управле­ние есть орган, ведающий всеми национальны­ми делами тюрко-татарской нации»13. Здесь за тюрко-татарами как бы юридически закреплял­ся статус "нации".

Показательна 1-я статья меморандума (национальных требований татар Внутренней России и Сибири), с которым Садри Максуди выступил на Парижской мирной конференции 1919 года: «Мусульмане-татары Внутренней России и Сибири образуют отдельную юридиче­ски признанную нацию в составе Русского го­сударства, которая обладает в отношении своих членов принудительной властью»14.

Садри Максуди, как и Юсуф Акчура, делил национализм на два вида: демократический и империалистический. Этой проблеме он посвя­тил целую статью15.

Газиз Губайдуллин в своей работе "Некото­рые принципы национализма", вышедшей сна­чала в журнале "Анг" (Сознание) в 1913 году, а затем - и отдельной книгой в 1918 году в Казани, дает следующую историческую эволю­цию этнонимов татарского народа: "Сначала мы называли себя "тюркским будуном" ("будун" -народ), затем у нас утвердилось самоназвание "мусульманский миллет", еще позднее, понимая слово "миллет" как "народ" или "насьон, на­ция" в европейском значении этого слова, мы начали употреблять такие термины, как "тюрко-татарский миллет" и "мусульманские миллеты".

К 1913 году, по мнению историка, в татар­ском обществе сложились три трактовки слова "миллет". Одни понимали под этим словом всю совокупность мусульманских народов, своего ро­да всемирную общину мусульман. Другие тол­ковали его в очень узком смысле, и их назы­вали "булгаристами" или "татаристами". Третья , вели речь о всей совокупности тюркских наро- I дов мира. Далее Г.Губайдуллин отмечал: «Вот это, тройное понимание термина "миллет" ("нация"), до сего дня не могло найти своего достойного отражения в литературе поволжских тюрко-татар. Тем не менее, кажется, в 1904 году Юсуф Акчура издал свой труд под назва­нием "Три вида политики"... Ю.Акчура писал в своей книге о том, что в будущем Турцией можно будет управлять при помощи одной из трех идеологий: исламизма, османизма или тюркизма. Исходя из этого, он подчеркивал, что, и нация в Турции также может сформиро­ваться в соответствии с одной из этих идеоло­гий»16.

Г.Губайдуллин в своей работе очень тща­тельно рассмотрел шесть принципов (принцип государства, экономики, расы, языка, религии, истории), на основе каждого из которых в от­дельности предполагалась возможность формиро­вания нации. Автор пришел к выводу, что ка­ждый принцип сам по себе еще не является достаточным основанием для создания нации, По его мнению, единственное, что может под­нять этнос до уровня нации, - это националь­ная культура. Народ, не обладающий культу­рой, будет всегда пребывать в качестве этноса или даже племени. Более того, возможно, та­кой народ не имеет права и на самоопределе­ние.

Г.Губайдуллин считал северных тюрко-татар вполне самостоятельной нацией, а всех тюрок мира называл великой тюркской нацией17.

С точки зрения историзма, очень полное определение понятия "нация" дал крупнейший татарский литературовед и мыслитель начала XX века Джамалетдин Валиди. В своей знаме­нитой работе "Миллет ве миллият" (Нация и национальный дух) он отмечал: «Лишь после того, как общество, которое связано не столько внешне различимыми и временными узами, сколько такими основополагающими духовными узами, как литература, культура, вера и исторические традиции, прочно расположится на определенной территории, то есть, после того как оно, пережив эпохи объединения и разде­ления, наконец, сформируется в состояние, на­поминающее состояние крепкой и цельной личности, его начинают называть нацией.

В таком случае, вероятно, не будет ошиб­кой, если мы определим нацию как некую че­ловеческую общность, объединившуюся благода­ря единству таких основ, как кровь, религия, язык, обычаи и традиции»18.

Конкретно о татарах Д.Валиди писал сле­дующее: «Сейчас мы формируемся как единая нация, согласно требованиям нашей жизни, нашего языка и нашей родины, все более и более удаляясь от османцев (турок), сартов (узбеков)»19.

В начале XX века в работах и статьях, по­священных теме нации и национализма начи­нает употребляться слово "миллият" как важ­ный элемент понятийного аппарата для данной сферы. Но на первых порах это слово связыва­лось не с национальным, а с исламским факто­ром.

Джамалетдин Валиди так писал об этом: «Представления народа о понятии "миллият" были очень общими, скорее это было представ­ление о принадлежности к миру ислама. Это была лишь потенциальная возможность стать "нацией"... Этот свой мусульманизм татары противопоставляли всем тем веяниям, которые способствовали ликвидации самобытности татар­ского народа... Понятно, что для возникновения "миллията" у нас, прежде всего, было необхо­димо некое общее пробуждение народа. Естест­венно, чтобы появилось национальное сознание, прежде должно сформироваться единое общест­венное сознание. Так вот "новый метод", суще­ствовавший с 1885 года по 1905 год, работал на создание этого общественного сознания»20.

В данном случае, на наш взгляд, мы имеем дело с лишенным государственности этносом, освободительной идеологией которого было му­сульманство, противостоящее ассимиляторскому православию. Факты подобного рода позволили современному исследователю Д.М.Исхакову го­ворить о существовании "мусульманской" нации у татар в период второй половины XVIII - ко­нец XIX веков21.

С начала XX века этот термин уже начи­нают связывать не с религией, а с этносом.

Современные татарско-русские словари, даже толковый словарь татарского языка слова "миллият" не содержат. Оно есть лишь в "Арабско-русском словаре заимствований", где данное слово переводится на русский язык как "национальность"22, что передает лишь его, утилитарное значение. Правда, в переводе на современный татарский язык дан еще один смысл, который выражается словом "миллилек", но русский эквивалент этого слова не дан.

Наиболее ясное представление о термине "миллият" дает названная работа Джамалетдина Валиди. В ней говорится: «В случае, когда нам приходится определять значение нации в исто­рии и ее важность для сегодняшнего дня, мы вынуждены выражать понятия "миллет" и "миллият" такими более простыми и доступны­ми словами как "кавим" (этнос, народность) и "кыйбла" (идейная направленность, духовный стержень)»23.

Некто Яушев Науширван писал в 1915 году в журнале "Шура" (Совет) следующее: «Насколько мы считаем великими нашу веру и наш шариат, давайте же также от всего сердца любить наш "миллет" и наш "миллият"... А что касается языка и литературы, то их можно считать сердцевиной и корнем "миллията"»24.

Само "миллият", по мнению Джамалетдина Валиди, сохраняется благодаря таким основопо­лагающим элементам, как язык, вера, родина, этническое происхождение, обычаи25.

Исходя из материалов турецких и татар­ских словарей, а также из вышеприведенного контекста, слово "миллият", на наш взгляд, кроме своего известного значения "национальность" имеет также и второе значе­ние, которое в русском языке лучше всего вы­разить словосочетанием "национальный дух" или "национальная идея".

В итоге можно сказать, что все представи­тели татарской интеллигенции начала XX века, работы которых мы рассмотрели, называли татар "миллетом" (нацией). Вместе с тем это не исключало определенных различий в трактов­ках. Например, Г.Исхаки, Г.Ибрагимов, Д.Валиди, называли татар "татарским милле­том", в то время как Ю.Акчура рассматривал казанских татар в составе всероссийского "тюркского миллета", а С.Максуди считал, что казанские татары являются частью и довольно большой "тюрко-татарского миллета". По мне­нию Г.Губайдуллина, северная тюрко-татарская нация выступает частью великой тюркской на­ции, тюрок всего мира.

Таким образом, все они считали татар или целой нацией, или частью большой тюркской нации. В работах Ю.Акчуры и, особенно, С.Максуди в определении понятия "нация" чув­ствуется некоторый "нациестроительский" под­ход. Что же касается позиции Д.Валиди, то у него как у литератора в определении "нации" превалируют историко-культурные критерии. Наиболее часто употребляемыми терминами в начале XX века были "халык" (народ), "кавим" (наиболее употребительное значение "этнос"), "миллет" (нация) и "миллият"(национальный дух, национальная идея).

 

Примечания

1. Исхакый Гаяз. Безнең мәсләгебез һәм миллият // "Таң".-1906.-№ 4.

2. Гөбәйдуллин  Газиз.  Ике йөз елдан сон инкыйраз (комментарий) // Мирас-1993.-№ 9.-Б.29.

3. Ибраһимов Галимҗан. Без татармыз // Шура.-1911.-№ 8.-Б.236-238.

4. Тангизм - здесь от названия газеты "Таң йолдызы" (Утренняя звезда), вокруг которой в годы первой русской революции объединились татарские эсеры во главе с Г.Исхаки.

5. Әмирхан Фәтих. 4 томда әсәрләре.-Казан, 1986.-3 нче том.-Б.306.

6. Амирханов P.M. Татарская национальная идеология: история и современность // Панора­ма-Форум.- 1996.-N9 1(4).-С.30-31.

7. Georgeon  Francois.   Türk  milliyetçiliğinin  kökenleri-Yusuf Akçura  (1876-1935).- Ankara: Kurt yayınları,1986.-S.142.

8. Там же.-С135.

9. Там же.-С144.

10. Там же.-С. 137.

11. Там же.-С145.

12. Там же.-С135.

13. Айда Адиле. Садри Максуди Ареал.-Москва, 1996.-С.334.

14. Ayda   Adile.   Sadri   Maksudi   Arsal.-Ankara:   (Kültür   BaKanlığı   Yayınları   / 1282),1991.-S.257.

15. Гаффарова Ф.Ю. Мин милләтемнең баласымын.-Казан: Иман нәшр.,1997.-С.104-107.

16. Гобәйдуллин Г. Милләтчелекнең бәгъзе әсаслары // Мирас.-1996.-№ З.-Б.24-25.

17. Там же.-С.25-30.

18. Вәлиди Җамалетдин. Милләт вә миллият.-Оренбург,1913.-Б.6.

19. Там же.-С.ЗЗ.

20. Там же.-С.27-28.

21. Исхаков Д.М. От нации "мусульманской"  - к нации татарской // Татарстан.-1995.-№ 9/10.

22. Хэмзин   К.З.,   Мәхмүтов   M.И.,   Сәйфуллин   Г.Ш.   Гарәпчә-татарча-русча   алынмалар сүзлеге.-Казан, 1965.-Б.260.

23. Вәлиди Җамалетдин. Шунда ук. Б.7.

24. Яушев Нәүширван. Миллият бәхәсе // Шура.-1915.-№ 16.-Б.489-490.

25. Вәлиди Җәмалетдин. Шунда ук. Б.17.

 

Рафаэль Мухамметдинов,

кандидат исторических наук



Главная | Гостевая книга