Гасырлар авазы - Эхо веков. Научно-документальный журнал
Главная
Гостевая книга
Отправить письмо


Новости
Приложения к журналу
О журнале
Редакционная коллегия
Авторам
Контакты
Подписка на журнал

АРХИВ ЖУРНАЛОВ
2015 1/2 2014 3/4
2014 1/2 2013 3/4
2013 1/2 2012 3/4
2012 1/2 2011 3/4
2011 1/2 2010 3/4
2010 1/2 2009 2
2009 1 2008 2
2008 1 2007 2
2007 1 2006 2
2006 1 2005 2
2005 1 2004 2
2004 1 2003 3/4
2003 1/2 2002 3/4
2002 1/2 2001 3/4
2001 1/2 2000 3/4
2000 1/2 1999 3/4
1999 1/2 1998 3/4
1998 1/2 1997 3/4
1997 1/2 1996 3/4
1996 1/2 Май 1995

НОВОСТИ
14 декабря 2015
Создан новый сайт журнала "ГАСЫРЛАР АВАЗЫ-ЭХО ВЕКОВ": http://www.echoofcenturies.ru/


10 июля 2013
Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)


E-MAIL РАССЫЛКА
Чтобы подписаться на рассылку оповещения о выходе нового журнала введите свой e-mail





Поиск:    

    

1997 1/2

1997 1/2 > На путях национально-культурного возрождения >

Источники по истории татарского народа: направления поиска

25 февраля этого года состоялось расширенное заседание коллегии
Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ и правления общества историков-архивистов РТ.
Одним из вопросов, обсуждавшихся на совещании, стало формирование исторического самосознания граждан.
Доклад, сделанный академиком АН РТ И.Р.Тагировым, был посвящен источниковедению истории татарского народа. 

Изучение истории татарского народа в немалой степени затруднено из-за недостаточности источников, в первую очередь письменных. Это относится ко всем ее периодам, будь то седая древность или самая что ни на есть современность. Такая же ситуация складывается и при исследовании древней татарской истории, она обусловлена прежде всего сложным этногенезом нашего народа, изучение же современной истории осложняется тем, что татары разбросаны по всему свету. Главным условием становления и развития источниковой базы исторических исследований является наличие у народа государственности. Ее утрата ведет, как правило, к потере уже созданных источников, отражавших как историю самого государства, так и историю народа.

Известно, что древнегуннская держава, распавшись, не смогла стать прямой прародительницей последующих тюркских государств, в том числе и тюркских каганатов. Эти государства, с одной стороны, не унаследовали древнегуннскую государственность, с другой - и сами оказались не в состоянии передать древнетюркское наследство своим преемникам. Ликвидация Казанского государства повлекла за собой ликвидацию как сохранившегося в его архивах и книгохранилищах древнетюркского, в том числе и булгарского, наследства, так и документов, отражавших его собственную историю. Таким образом, источники по истории татарского народа или уничтожены, или находятся в самых разных концах земного шара. В этом одна из главных сложностей, мешающих в полном объеме воссоздать в исследованиях прошлое народа. Но имеющиеся трудности не могут и не должны остановить процесс создания истории татарского этноса с древности до наших дней.

В настоящее время очень много споров вокруг проблемы происхождения татарского народа. Заметим, что дискуссия служит средством активизации исторических исследований. К тому же в научном споре не бывает победителей и побежденных. Ведь нередко то, что опровергнуто и отвергнуто сегодня, завтра становится базой для дальнейшего исследования, потому что абсолютных истин нет. В концепции, ставшей на определенном отрезке времени ведущей, всегда есть элементы, которые впоследствии могут быть пересмотрены, а оттесненная на периферию теория не лишена зерен, способных в последующем дать хороший урожай.

Однако при любых спорах и разногласиях на первое место выступают реальные исторические факты. Их можно установить только путем выявления и анализа источников, прежде всего письменных. На наш взгляд, источники по истории татарского народа необходимо, в первую очередь, искать в направлении следов продвижения его предков, и в тех странах и государствах, с которыми татары взаимодействовали. В последнем случае на первое место выступает переписка. Именно так обнаружено письмо первого казанского хана Олуг-Мухаммеда турецкому султану Гази Морату. В последнее время исследователи выходят на связи Казани с Великим княжеством Литовским и Польшей. Думается, что на путях установления древних связей будет открыто немало интересного и нужного для науки.

Поскольку татары - народ многокорневой, возможны и необходимы поиски по периодам отдельного, самостоятельного существования этих корней. Таковым, на наш взгляд, является древнетатарский корень, выросший из общего древнего корня. Было бы неправильно огульно отбрасывать нынешний этноним татарского народа, считая его навязанным, не имеющим к нему никакого отношения. Только глубокие научные исследования могут дать ответ на вопрос о происхождении сегодняшнего названия нашего народа. Не пытаясь абсолютизировать и тем более канонизировать отдельные, возможно даже случайные, факты, хочу обратить внимание исследователей на путь татар через Иран и Ирак в Европу. В одном переизданном в наши дни сочинении, относящемся к 1324 году, этот путь описан. Книга принадлежит перу араба и хранится в Бейруте. В ней утверждается, что татары через Андалузию проникли в Европу раньше арабов. Где-то в начале 900-х годов они покорили Иран и подчинили себе Багдадский халифат. Здесь татары приняли ислам и, уже будучи мусульманами, продвинулись в Испанию, покорив ее. Арабы пришли уже на завоеванную территорию. Насколько истинно это свидетельство арабского автора, жившего спустя более 400 лет после описываемых им событий? Какими он источниками пользовался? Число подобного рода вопросов легко умножить. Не исключено, что приведенная информация не подтвердится, а вопросы останутся без ответа. Важно другое. В арабских странах есть татарский след. Библиотеки и архивы Бейрута, Каира и других крупных арабских центров могут стать определенным ключом к разгадке древнетатарской истории. В данной связи следовало бы задуматься над тем, почему посольство, секретарем которого был Ибн-Фадлан, прибыло в Булгар, минуя немало земель и государств, где можно было бы заниматься распространением ислама. Каким путем осуществлялась связь Древнего Булгара и Бейрута? Кто являлся посредником? Не принимали ли участия в этом древние татары?

Другим регионом сбора информации по древней истории татар и булгар должна стать Европа. Здесь также имеется немало нерешенных научных проблем. Так, не определена даже роль гуннов в европейской истории. До сих пор господствует взгляд на них как на орды диких кочевников. При этом игнорируются факты, согласно которым многое из гуннского быта вошло в уклад жизни европейских народов. Есть основания считать, что королевские роды Германии и Англии имеют гуннское начало. Украинский историк О.Прыцак, указывая на загадку гуннов в мировой истории, констатирует их роль в тюркизации булгар. Тем самым обозначается подход к выявлению истории происхождения самих булгар.

В процессе реконструкции прошлого татар не следует игнорировать такие сочинения, как дастан "Хан кызы Шан" и "Джагфар тарихы". Они не могли возникнуть на пустом месте и, несомненно, имеют реальные корни. Другое дело, что происхождение данных материалов сомнительно. Нередко даже утверждается, что все это фальшивка. Если так, то фальшивку трудно не признать гениальной. Кто же тогда эти гении? В последнее время проведена большая работа по изучению такого важного произведения, как "Кодикус куманикус". Сочинение хранится в библиотеке Ватикана и, разумеется, оказалось там не случайно. И, видимо, в книго- и архивохранилищах Лондона и Парижа есть документы по истории древних тюрков, и в том числе нашего народа. "Полынь поля половецкого" Мурата Аджи, произведение, бесспорно, подлинное, указывает на реальные европейские корни. Но все эти литературные памятники надо тщательно анализировать.

Обращая пристальное внимание на западноевропейские и ближневосточные источники по истории татарского народа, нельзя забывать Россию, страны СНГ и Балтии, архивы и библиотеки которых еще не раскрыли перед нами всех своих богатств. Там, где жили и живут татары, оставались и остаются следы этого проживания. В данном контексте надо подчеркнуть необходимость специализированного и более тщательного изучения источников по древнерусской истории. Естественно, что к летописям должен быть проявлен самый внимательный подход. Следует иметь в виду, что они не расшифрованы полностью, а расшифрованное не всегда соответствует реальной истории. Архивы постсоветских среднеазиатских республик ныне для исследователей стали труднодоступными. Наши историки еще по-настоящему и не работали в этих фондах. Между тем здесь содержится материал не только о взаимоотношениях татар с родственными тюркскими народами, но и представлена информация о самих татарах. Насколько полна эта информация и к какому наиболее раннему периоду она относится -это нам предстоит выяснить. Нельзя сказать, что татары, проживающие вне Татарстана, не интересуются своей историей. Можно было бы привести по этому поводу ряд обнадеживающих фактов. Однако в любом случае этого недостаточно. Исследовательская работа должна быть поставлена на государственно-научную основу.

Сегодня архивное дело Татарстана переживает период подъема. Архивы Татарстана вошли в ассоциацию международных архивов. Установлены творческие связи с архивами ряда стран, в том числе Китая. Последнее для нас имеет особое значение, ибо в китайских книго- и архивохранилищах, конечно же, есть документы и материалы, которые помогут проникнуть во многие тайны древнего периода татарской истории. Широкие перспективы открыл договор, заключенный между Главным архивным управлением Татарстана и Генеральными архивами Турции. В его рамках турецкая сторона в лице генерального директора архивов этой страны Исмета Бинарка уже передала ряд ценнейших документов, представляющих для нас чрезвычайный интерес. Сегодня созданы реальные условия для работы татарстанских исследователей в турецких архивах. По мнению И.Бинарка, многое из того, что нужно для написания истории татарского народа, есть в архивах Турции. Заключен такой же договор о сотрудничестве между архивными управлениями Польши и Татарстана. Польша для нас - врата в Европу и, весьма возможно, в европейскую часть татарской истории.

Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков" призван сыграть исключительную роль в сборе и публикации документов и материалов по истории татарского народа и Татарстана. Естественно, он будет публиковать источники, выявленные в наших собственных архивах. Архивохранилище республики - неисчерпаемый кладезь сведений по истории Татарстана, России, татарского народа и ряда других тюркских народов.

У татар великая, но трудная история. На долю нашего народа в течение многих веков выпадали огромные испытания. Были периоды и завораживающего взлета, и трагического падения. Научное воссоздание этого прошлого требует многомерного подхода, не совместимого с произвольным подбором материалов или со следованием какой-либо априорной схеме. В нем - все наше, и потому оно в полном объеме должно быть возвращено народу. И история древних гуннов, и история тюркских каганатов, и история Древней Булгарии, и история Золотой Орды, и история позднейших татарских ханств. Разумеется, и сегодняшняя история татарского народа со всей географией его расселения.

 

Индус Тагиров,
академик АН Татарстана



Главная | Гостевая книга