www.archive.gov.tatarstan.ru

Воскресенье, 19 мая 2019

Главная страница  Гостевая книга
ГОСКОМАРХИВ РТ НА РТ ЦГА ИПД РТ ГА ДЛС РТ ЦГА АД РТ ГАП РТ Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков"
и его приложения

Национальный архив Республики Татарстан > Выступления сотрудников архива >

«Казанская татарская учительская школа – новое образовательное заведение для татар (по документам Национального архива Республики Татарстан)» Версия для печати


В пореформенные годы в развитии народного образования в Казанской губернии произошли заметные изменения. Становление капиталистического хозяйства, развитие промышленности, торговли требовали повышения образовательного уровня населения, увеличивали потребность в грамотных, квалифицированных специалистах, в подготовке татарской интеллигенции: врачей, адвокатов, учителей.
Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительской семинарии, крещено-татарской учительской школе, татарской учительской школе.
Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 г. на основании Положения о татарских учительских школах в городах Уфе и Симферополе от 27 марта 1872 г., являлась совершенно новым образовательным учреждением для татар с преподаванием на русском языке, осуществлявшим подготовку учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ В.В.Радлов, стремившийся сделать школу «главным центром для всех татарских народных школ».
Более чем 40-летняя история Казанской татарской учительской школы с момента открытия до ее преобразования в учительскую семинарию нашла отражение в документах архивных фондов Национального архива РТ: Попечителя Казанского учебного округа (ф.92), Казанской татарской учительской школы (ф.142), Директора народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии (ф.160), Казанского губернского жандармского управления (ф.199) и др.
Разнообразный видовой состав архивных документов: отношения, уведомления министра народного просвещения, представления, донесения инспектора Казанской татарской учительской школы, отчеты, рапорты о состоянии школы, протоколы заседаний педагогического Совета Казанской татарской учительской школы, формулярные списки преподавателей, заявления учеников школы, статьи казанских газет «Волжский вестник», «Казанский телеграф» освещают реформы в учебно-воспитательном процессе школы, особенности комплектования ее преподавательского состава и подбора контингента учащихся, отношение к открытию и деятельности школы со стороны правительственных кругов и татарского общества.
Казанская татарская учительская школа ежегодно выпускала десятки кадров со специальным средним образованием. За период с 1876 по 1917 гг. школа подготовила около 400 учителей. Срок обучения в школе был рассчитан на 4 года. В нее могли поступать юноши, достигшие 15-летнего возраста. Первый выпуск школы состоялся в 1880 г., число окончивших ее было 5 человек.  До конца 90-х годов XIX в. количество воспитанников школы оставалось на этом же уровне. Но уже с начала XX в. число желающих учиться в ней резко возросло: в 1901 г. - 26 воспитанников, а в 1903 г. - уже 47 человек. Состав учащихся в социально-сословном отношении был разнообразным: в школе обучались дети дворян, духовенства, купцов, мещан, крестьян. Как свидетельствует статистика, большинство учеников составляли выходцы из крестьян.
Свой авторитет школа приобретала постепенно, преодолевая сопротивление, недоверие, а иногда и фанатизм местного населения. В отчете школы за 1883 г. инспектор Казанской татарской учительской школы Ш.И.Ахмеров отмечал: «доверие татар к учительской школе поддерживается строгим наблюдением за нравственностью воспитанников и их поведением. Соблюдение магометанских молитв, обычаев, хождение хоть раз в неделю в мечеть, наружность и костюм истинного мусульманина подкупают симпатии татар в пользу воспитанников школы или, по крайней мере, лишают возможности вредить школе в глазах соотечественников клеветою и злословием, при том школа для поддержания доверия общества всегда допускает лиц почетных, желающих ознакомиться со школою в здание школы и лично видеть жизнь учащихся».
Во многом доверие общества к школе определялось привлечением в ее стены авторитетных педагогов: Мухаммад-Гали Махмутова, первого инспектора школы; педагога Михаила Пинегина, преподавателя педагогики и русского языка, затем инспектора школы; Ибрагима Терегулова, преподавателя естествоведения и русского языка; Шигабутдина Марджани, преподавателя вероучения, Шакирджана Тагирова, учителя рисования и чистописания и др. Широкой популярностью в казанском мусульманском обществе пользовался инспектор Казанской татарской учительской школы Шахбазгирей Ахмеров. Он бессменно руководил школой в течение 18 лет, являлся одним из ее деятельных организаторов. Ахмеров активно участвовал в выработке системы обучения воспитанников русской грамоте, убеждая их в превосходстве звукового метода обучения над буквослагательным.
У истоков образования школы стоял и просветитель Каюм Насыри, уделявший особое внимание в педагогической практике принципу наглядности в обучении. Сохранился документ о пожертвованиях, сделанных Каюмом Насыри в пользу школы. 15 июля 1877 г. инспектор Казанской татарской учительской школы М.-Г.Махмудов писал в представлении попечителю Казанского учебного округа П.Д.Шестакову: «Исправляющий должность учителя русского языка Казанской школы для мальчиков Каюм Насыров пожертвовал во вверенную мне учительскую школу карты полушария и пяти частей света с надписями на татарском языке, надписи сделаны им самим на немых картах С.-Петербургского издания и представляют собою громадный труд составителя и могут быть полезными при преподавании географии».
Учебная программа школы включала изучение следующих предметов: с первого класса - русского языка, математики, вероучения, естествоведения, со второго класса к ним добавлялись история, география, с третьего класса - педагогика и дидактика. Преподавались также рисование, черчение, гимнастика.
Главное значение в школе придавалось русскому языку, являвшемуся не только языком обучения, но и специальностью будущих учителей. Уже в июле 1876 г. исполняющий должность инспектора казанской татарской учительской школы М.-Г.Махмудов обращается к попечителю Казанского учебного округа с просьбой устроить ежедневные вечерние занятия по русскому языку для воспитанников с целью достижения «достаточной практики в употреблении русского языка». Практическому изучению русскому языку, приобретению навыка в разговорной речи способствовали и устраиваемые в школе ученические спектакли, литературные вечера, беседы, литературный кружок. Большие возможности для практического освоения русского языка представляло открытое в 1882 г. при Казанской татарской учительской школе начальное татарское училище.
Учебно-воспитательная работа в школе опиралась, прежде всего, на принцип наглядности. Как свидетельствуют архивные документы, школа хорошо оснащалась учебно-наглядными пособиями. В 1914 г. инспектор Казанской татарской учительской школы докладывал министру народного просвещения: «В физическом кабинете 155 приборов; в естественно-историческом и географическом кабинете 370 предметов; в классе рисования: 46 номеров». В школе имелись химическая лаборатория, богатая минералогическая коллекция, большие стенные таблицы растений, животных, модели для изучения морфологии растений, чучела животных и костяки животных, исторические карты, картины, глобусы.
Школа являлась подлинным культурно-образовательным центром татарской интеллигенции. Среди ее воспитанников - известные политические и государственные деятели: депутат 2-ой Государственной думы Калимулла  Хасанов, депутат 2-й и 3-й государственных дум, один из лидеров татарского национально-освободительного движения Садри Максудов, писатели Гафур Кулахметов, Гаяз Исхаки, химик-органик Гильм Камай и многие другие. Директор народных училищ Казанской губернии А.С.Никольский так характеризовал учащихся школы: «Воспитанники ее …все достаточно развиты и образованны; все хорошо владеют русским языком, …чужды как религиозного, так и племенного фанатизма. Некоторые из них серьезно интересуются научными вопросами».
Казанская татарская учительская школа сыграла выдающуюся роль в просвещении татарского народа. Хотя она и была основана для осуществления русификаторской политики, но благодаря усилиям талантливых учителей стала центром большой педагогической культуры татар.
Наиболее яркие, информационно насыщенные документы по истории возникновения и деятельности Казанской татарской учительской школы опубликованы в сборнике документов и материалов, вышедшем в свет в 2005 г. Следует отметить, что большинство документов введены в оборот впервые. Сборник подготовлен Главным архивным управлением при КМ РТ, Национальным архивом РТ и Татарстанским республиканским отделением Российского общества историков-архивистов. С ним могут познакомиться научные работники, преподаватели, студенты и те, кто интересуется вопросами истории педагогического образования.

Заместитель директора Национального архива РТ
Н.А.Шарангина


Поиск по сайту
Расширенный поиск

Краткая история
Положение о Национальном архиве Республики Татарстан
Состав документов
Новые поступления документов
Научно-справочный аппарат
Тематические базы данных
Издательская деятельность
Научно-справочная библиотека
Читальный зал
Юбилейная летопись: 100-летие образования ТАССР (1920-2020 гг.)
Выставки
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступления сотрудников архива
Запросы, исполняемые архивом
Услуги
Путеводитель
Архивы организаций
Контактная информация