www.archive.gov.tatarstan.ru

Воскресенье, 19 мая 2019

Главная страница  Гостевая книга
ГОСКОМАРХИВ РТ НА РТ ЦГА ИПД РТ ГА ДЛС РТ ЦГА АД РТ ГАП РТ Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков"
и его приложения

Национальный архив Республики Татарстан > Выступления сотрудников архива >

«Исследование рукописной и старопечатной книги в Национальном архиве РТ» Версия для печати


В Национальном архиве Республики Татарстан хранится около двух тысяч экземпляров книжных памятников, из них более тысячи рукописных книг XVI-XIX вв., имеются отдельные экземпляры XI и XV веков и более 300 старопечатных книг XVII-XIX вв. (до 1830 г.). Это книги на русском, латинском, греческом, польском, немецком, французском языках. Имеется также около 300 рукописей на восточных языках – арабском, персидском, монгольском, турецком, калмыцком и тибетском языках.

Большинство в собрании составляют книги на русском языке – более 800 экземпляров рукописных и 311 старопечатных книг, из них 58 изданий кириллического шрифта, 75 – гражданского шрифта XVIII века, 178 – гражданского шрифта XIX века (до 1830 г.).
Большая часть рукописей и старопечатных книг поступили в Национальный архив РТ в составе библиотеки Казанской духовной академии.
Библиотека Казанской духовной академии стала формироваться сразу после ее повторного открытия в 1842 году. В НА РТ, в архивном фонде Казанской духовной академии имеются документы, содержащие обширную переписку Правления Казанской духовной академии с Синодом, Духовным учебным управлением, Казанской духовной семинарией по поводу приобретения книг.

Результатом этого было поступление в библиотеку Казанской духовной академии в 1844-1845 гг. экземпляров изданий из Петербургской, Московской, Киевской академий, Тверской семинарии. Это были богословские сочинения и учебники. Некоторые книги покупались на распродажах, у частных лиц.
Для изучения раскола приобретались рукописные и старопечатные книги. Раскольнический отдел был одним из самых богатых отделов библиотеки.
Пожертвования частных лиц играли большую роль в пополнении фондов библиотеки. Среди них Казанские и другие архипастыри, ректоры, профессора и преподаватели академии: Н.И.Ильминский, Г.С.Саблуков, В.И.Григорович и другие.
Особое место в библиотеке Казанской Духовной академии занимала библиотека Соловецкого монастыря, которая прибыла в академию 11 января 1855 года по распоряжению Синода. Это были в основном рукописи ХVI, ХVII, ХVIII веков. Половину из них составляли богослужебные книги, значительная часть содержала творения святых отцов, были списки житий святых, минеи, прологи, разные повести, сказания. Передача Соловецкой библиотеки оказало огромное  влияние на научную жизнь академии.

Таким образом, к 1917 году это была уникальная, богатейшая библиотека гуманитарного направления, насчитывающая 50 000 названий  120 000 томов книг разнообразного содержания по следующим отделам: философско-богословский, исторический, литературный, юридический, филологический, педагогический – издания не только на русском, но и на западно-европейских и восточных языках.
В 1919 году библиотека была передана в ведение и распоряжение Уполномоченного Главного управления  архивным делом по Казанской губернии проф. И.А.Стратонова. В то время это было «средством защиты библиотеки от реквизиции и расхищения». В 1927 году, несмотря на сопротивление архивистов, библиотека была распределена между несколькими учреждениями, часть собрания осталась в архиве.

Рукописи, попавшие в НА РТ, впоследствии вошли в опись № 5 фонда Казанской духовной академии, часть старопечатных книг хранится в научно-справочной библиотеке архива.
В начале 90-х годов прошлого века для изучения собрания кириллических  памятников, хранящихся в Национальном архиве РТ, в Казань была командирована руководитель Археографической лаборатории исторического факультета МГУ д.и.н. И.В.Поздеева.
По ее оценке собрание рукописных и старопечатных книг в Республике Татарстан одно из богатейших в России. И это не случайно. Казань в ХVI - ХVII вв., как известно, являлась форпостом государственного освоения юго-восточных и восточных земель Российского государства, основным центром их христианизации и просвещения. Последние функции Казань сохранила и в XVIII - XIX веках. Поэтому рукописные и старопечатные фонды крупнейших казанских собраний являются незаменимыми источниками, научное значение которых далеко выходит за рамки собственно татарстанской истории.

Сегодня в республике три хранилища древних кириллических памятников – Национальный архив, Национальный музей и научная библиотека Казанского государственного университета.
И.В.Поздеевой были изучены рукописные и старопечатные книги собрания Национального архива РТ. На часть из них составлено краткое описание, были установлены названия и датировка кириллических рукописей, указанных в архивной описи как книги «неизвестного содержания», уточнена или изменена датировка ряда рукописных книг.
В результате исследования было установлено, что в архиве хранятся рукописные кириллические книги ХV - ХVII вв., в том числе ранние литургические и учительные памятники, представляющие важные этапы в складывании окончательных вариантов состава книг, искусство древнерусской книги.

Из самых ранних можно назвать, например, Калор сиречь сборник, список не ранее 1498 г.; Триодь постную, список конца ХV – начала ХVI вв.; Евангелие толковое воскресное – поучения различна, избрана от святого Евангелия и от многих божественных писаний, не позднее 1583 года; Творения преподобного Максима Грека, список ХVI в.
Периода ХVII в – походная Псалтырь в 64 долю листа (размер 6х4 см); певческие рукописи с нотным крюковым письмом, в т.ч. Обиход церковного пения, нотное крюковое письмо, с высококлассным старопечатным орнаментом; редкие списки переводной литературы – книга Козьмы Индикоплава (сведения по истории и космографии, собранные от божественного писания), сборник с произведениями Филона Александрийского; исторические памятники, например, Хронограф в редакции 1620 года, а так же учительные, полемические и другие книги.

Особый интерес представляют старообрядческие книги XVIII - XIX вв. – это целый ряд оригинальных старообрядческих сочинений, например, список XVIII века жития Аввакума и Епифания, поморский полуустав, имеются миниатюры, акварели по золоту. Несомненный интерес, а возможно и научную ценность, по мнению И.В.Поздеевой, могут представлять копии с древних рукописных памятников как древнерусской, так и ранней старообрядческой традиции, выполненные в XIX веке специалистами Казанской духовной академии.
Надписи на большинстве памятников, хранящихся в архиве, позволяют связать их с именами иерархов Русской Православной Церкви, которые дарили и завещали свои библиотеки Казанской духовной академии.
В собрании Национального архива имеются также рукописи из крупнейших, знаменитых в русской истории казанских и свияжских монастырей. В том числе неизвестные синодики Зилантова монастыря (с 1560 по 1813 гг.).

Ценность экземпляров рукописных и старопечатных книг, как исторических источников, заключается и в записях, сделанных на их страницах писцами, владельцами и дарителями. На многих экземплярах книг, хранящихся в архиве, были прочитаны такие записи XVI - XIX вв.
Например, на книге Поучений Григория Двоеслова в списке XVI века сохранилась запись бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иосифа, известного собирателя книг, состоящая из 1000 слов, в которой подробно говорится об отношении к книге и даны конкретные указания о дальнейших судьбах собранных Иосифом книг. Эту запись, сделанную на каждой странице большой рукописной книги И.В.Поздеева называет неизвестным ранее литературным произведением, которое можно рассматривать как редкую в это время рефлексию книжной культуры.
Интересно, что, видимо, сам Иосиф позаботился, чтобы сохранились сведения об источнике поступления этой рукописи в его собрание. На внутреннюю обклейку верхней крышки рукописи наклеено письмо XVII века, направленное архимандриту Иосифу чернецом Акакиевой пустыни Боголепом.

Монах напоминает архимандриту, что он «прежде сего говаривал о книге св. Григория Двоеслова, что у меня она есть, а у тебя нет», поэтому Боголеп «отходя ныне суетного мира сего, тое книгу отказал тебе» с просьбой благословить прежнего хозяина и написать его имя для поминания в монастырский синодик.
Далее следует трогательная приписка от Боголепа, что вместе с книгой он посылает Иосифу на память «личное полотенцо на кисеи и плат».
В заключение хочется сказать, что сегодня продолжает оставаться актуальным введение в научный оборот казанских собраний рукописных и старопечатных книг. Для составления их научного библиографического описания нужны общие усилия хранителей крупных собраний, привлечение специалистов по кириллической книге – палеографов, археографов, библиографов.

Заместитель директора Национального архива РТ
Н.Д.Нерозникова


Поиск по сайту
Расширенный поиск

Краткая история
Положение о Национальном архиве Республики Татарстан
Состав документов
Новые поступления документов
Научно-справочный аппарат
Тематические базы данных
Издательская деятельность
Научно-справочная библиотека
Читальный зал
Юбилейная летопись: 100-летие образования ТАССР (1920-2020 гг.)
Выставки
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступления сотрудников архива
Запросы, исполняемые архивом
Услуги
Путеводитель
Архивы организаций
Контактная информация