www.archive.gov.tatarstan.ru

Воскресенье, 19 мая 2019

Главная страница  Гостевая книга
ГОСКОМАРХИВ РТ НА РТ ЦГА ИПД РТ ГА ДЛС РТ ЦГА АД РТ ГАП РТ Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков"
и его приложения

Национальный архив Республики Татарстан > Выступления сотрудников архива >

«Казанский Родионовский институт благородных девиц. Из истории женского образования в Казани (по документам Национального архива РТ)» Версия для печати


Учреждение в Казани Первой мужской гимназии, а затем на ее базе университета положило начало развитию просвещения в Казани и губернии в целом. На рубеже ХVIII - ХIХ веков в городе открывается ряд частных пансионов, причем не только для мальчиков, но и для девочек. Но подобные заведения не отвечали потребностям общества по качеству образования, к тому же были доступны лишь для весьма состоятельных лиц. Как известно, первоначальная идея открыть в Казани казенное образовательное учреждения для девочек «из небогатых, большей частью провинциальных дворянских семей» принадлежала императрице Марии Федоровне. Ею же в 1805 году был куплен земельный участок в 15 десятин, находящийся в то время за городской чертой и являвшийся летней дачей князей Болховских. Но для постройки здания и организации института благородных девиц не было средств. Средства нашлись двадцать лет спустя после кончины казанской дворянки, помещицы Анны Николаевны Родионовой. В духовном завещании ее значилось: «для заведения института благородных девиц в городе Казани определяю и постановляю пожертвовать… в городе Казани на Воскресенской улице против церкви Воскресения Христова каменный дом мой со всем при нем строением, службами и садом. Для того же заведения я назначаю из недвижимого имения моего Казанской губернии Лаишевского уезда в селе Богословском, Масловке тоже и в деревне Дмитриевке всех крестьян и дворовых людей мужского пола ревизских в обоих селениях четыреста четырнадцать душ с их женами и детьми со всеми принадлежащими к оным двум селениям землями, угодьями, господскими домами и прочими строениями, мельницами, рыбными ловлями по реке Каме, мне принадлежащими, не исключая ничего».

Анна Николаевна Родионова скончалась 30 декабря 1827 года, а в марте следующего 1828 года был учрежден «Совет, учреждаемого в Казани института благородных девиц». В Совет вошли гражданский губернатор барон Розен (председатель), губернский предводитель дворянства Александр Николаевич Евсевьев, исправляющий должность попечителя Казанского учебного округа Михаил Николаевич Мусин-Пушкин и душеприказчик Родионовой надворный советник Василий Петрович Вишняков. Первое заседание Совета состоялось 17 марта 1828 года.
Внук А.Н.Родионовой Лука Павлович Родионов попытался оспорить завещание. Судебные разбирательства затянулись и отложили открытие института почти на десять лет. Лишь 17 января 1838 года были утверждены устав и штат института.
Согласно уставу, главное управление институтом осуществлял Совет под председательством губернатора. В Совет входили попечитель Казанского учебного округа, губернский предводитель дворянства, управляющий хозяйственной частью и принадлежащими институту имениями и начальница института.
Обязанностями Совета являлись:
1. Рассмотрение дел, предлагаемых к обсуждению председателем или начальницей института.
2. Заведывание имуществом института, приход и расход денежных сумм.
3. Прием и выпуск учениц.
4. Прием, увольнение, поощрение чинов института.
5. Предоставление императрице ежегодных общих и балансовых отчетов.

Заседания Совета проходили не реже одного раза в месяц. Решения принимались большинством голосов.
Учебная часть института по уставу вверялась инспектору классов, которому были подчинены все учителя. Он осуществлял надзор за добросовестным исполнением учителями своих обязанностей, утверждал расписание учебных предметов и часов, наблюдал за прилежанием и успехами учениц. Первым инспектором классов 29 января 1848 года был назначен экстраординарный профессор русской словесности Казанского университета Карл Карлович Фойгт.
Внутреннее управление институтом и надзор за воспитанницами входили в обязанности начальницы института. «На начальнице лежит важная обязанность печься о наилучшем воспитании и образовании вверенных ей девиц, во всех отношениях, как просвещением их ума полезными познаниями…, так и попечением о наружной их образованности. Вследствие сего она должна часто посещать классы и примечать образ преподавания учителей и прилежание учениц и вообще как можно чаще общаться с воспитанницами, дабы при сохранении наружной важности, свободным и ласковым обхождением… приобретать их любовь и доверие, а через то узнать их нравы, наклонности и поведение».

Также в обязанности начальницы входил контроль за качеством пищи воспитанниц, их одежды и обуви, за работой рукодельной, швейной и прачечной, и в целом за чистотой и порядком в здании. 19 февраля 1841 года начальницей открываемого института избрана вдова полковника Екатерина Дмитриевна Загоскина, урожденная Мертваго, принадлежащая к высшему московскому дворянству.
Согласно уставу структура института состояла из учебной и хозяйственной части, церкви, больницы и канцелярии. Штат, включал прислугу, насчитывал 40 человек.

Торжественное открытие института состоялось 30 августа 1841 года в присутствии первых лиц губернии.
Открытию предшествовали вступительные экзамены, но на них явились немногие. Родители остальных соискательниц вместе с прошением предоставляли свидетельства о соответствии уровня знаний их дочерей требованиям института. Однако в действительности все оказалось несколько иначе. И преподавателям пришлось первые четыре месяца с 1 сентября по 1 января проводить подготовительные занятия к основному курсу. Многих воспитанниц, принятых во второй класс, пришлось перевести в первый.
По уставу полный курс обучения в институте составлял шесть лет. Девочки разделялись на три класса по два года обучения в каждом. Позднее классов стало шесть с годичным сроком обучения, а в 1862 году был добавлен 7 класс. Причем, классы шли в обратном порядке. Девочки поступали в седьмой класс, а заканчивали первый.

Количество учениц первоначально предполагалось – 80 человек. Из них 21 – штатная воспитанница, содержащиеся на средства института, 15 пансионерок – за счет средств Приказа общественного призрения и 44 – частные пансионерки, за содержание и обучение которых родителями вносилась плата по 650 рублей в год. В начальный класс девочки принимались не моложе 10 и не старше 12 лет.
В число штатных воспитанниц принимались только дочери родовых и потомственных дворян Казанской губернии и чиновников, находящихся или служивших на военной службе. И если оставались вакансии, могли быть допущены дети личных дворян Казанской губернии.
Частными пансионерками помимо дворянок могли быть дочери купцов I и II гильдии, духовенства. Причем не только Казанской, но и близлежащих губерний: Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Симбирской, Пермской и Вятской.

Первоначальный прием в 1841 году состоял из 38 воспитанниц в первый класс и 31 – во второй. Среди них Аделаида Каменева, Надежда Веретенникова, Анна Геркен, Ольга Криднер и другие представительницы известных казанских фамилий. С течением времени общее количество обучающихся в институте возросло, но сословный состав не изменился. Так в 1859 г. было отказано в приеме в институт Теклы Розентретер, дочери управляющего дворянским имением. Ходатайство Совета института было основано на том, что девочка получила хорошее воспитание «вполне соответственное дворянскому», а также на том, что главным источником дохода института является плата за обучение частных пансионерок, которых было постоянно недостаточное количество. Тем не менее, эти доводы не убедили Главный Совет женских учебных заведений.

К 1907 году общее число воспитанниц института составляло 166 человек: из них дочерей потомственных дворян – 83, чиновников – 35, военных – 8, потомственных почетных граждан – 10, личных почетных граждан – 7, купцов – 16, духовного звания – 4, иностранных подданных – 3.
По вероисповеданию воспитанницы делились: православных – 155, католичек – 6, лютеранок – 1, магометанок – 4.
По месту жительства родителей: из Казанской губернии 90 чел., Вятской – 21, Симбирской и Пермской – по 7-ми, Вологодской – 5, Самарской и Оренбургской – по 4, Тобольской, Пензенской, Петербургской, Уфимской губерний – по 3, Дагестанской области – 3, Приамурской области и Люблинской губернии – по 2. И по одной воспитаннице из Нижегородской, Московской, Ярославской, Сара-товской, Черниговской, Костромской губерний, а также из Сыр-Дарьинской, Закаспийской, Ферганской областей.

В различные годы воспитанницами Родионовского института были девочки из известных дворянских семей: Молоствовы, Юшковы, Геркен, Манасеиновы, Демерт. С 1898 по 1906 гг. в институте обучалась дочь генерал-майора Мухамета-Шефи Шамиля – Фатима, для которой было исходатайствовано разрешение быть приходящей ученицей ввиду слабого здоровья.
К слову, мать вышеуказанной Фатимы Биби-Мариам Ибрагимовна Шамиль принимала участие в судьбе еще одной воспитанницы института Сабиры Абдурахман-Абади. Дочь отставного поручика, осужденного военным судом и сосланного в Тобольскую губернию, Сабира, тем не менее, была принята в институт по распоряжению Главноуправляющего Собственной Его величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии. Но, не имея собственных средств, она обучалась на пожертвования благотворителей Казанского мусульманского общества, в первую очередь Биби-Мариам Шамиль. Несколько лет в институте проучилась дочь заведующего Особой канцелярией Бухарского правительства Хайдар Ходжи Мирбадалиева – Биби-Фатима. Имеются сведения о том, что дочь оренбургского муфтия Фатима Султанова держала экзамены на поступление в институт и была зачислена на императорскую стипендию, но по невыясненным обстоятельствам обучаться в нем не смогла.

Стоит заметить, что, учитывая интерес к обучению в институте со стороны лиц магометанского вероисповедания, Совет нашел возможным совместить строй закрытого учебного заведения, каким и являлся Родионовский институт, с требованиями Корана и выработал особые правила относительно религиозного образования девиц магометанского вероисповедания.
Столь высокий интерес и широко представленную среди воспитанниц географию можно объяснить высоким уровнем обучения в институте. В программу преподавания входили:
1. Закон Божий, причем неправославным воспитанницам была предоставлена возможность изучать основы своей религии.
2. Грамматическое познание и словесность языков российского, французского и немецкого (включало в себя и изучение литературы, и основ философии).
3. Арифметика.
4. История и география, как всеобщая, так и в особенности Российского государства.
5. Нужнейшие и полезнейшие сведения из естественной истории и физики.
6. Чистописание.
7. Рисование.
8. Музыка и пение.
9. Танцование.
10. Женские рукоделия.

Занятия проходили практически весь день. Четыре урока, по полтора часа каждый, ежедневно, кроме воскресенья. Первые два урока с 9 до 12 часов, а остальные с 15 до 18 часов. Кроме этого, назначались ежедневные занятия музыкой с 13 до 15 часов и итальянским пением в старших классах три раза в неделю после 18 часов. Для рукоделия особых часов не предусматривалось, им надлежало заниматься в свободное время.
Учителями в институте состояли, в основном, по совместительству университетские и гимназические преподаватели. К примеру, в 1850-е годы физику преподавал декан физико-математического факультета Казанского университета ординарный профессор Петр Иванович Котельников, французский и немецкий языки – штатные университетские лекторы Алексей де Пляньи и Перси Бересфорд, историю и географию – старший учитель 1-й Казанской гимназии Авдей Иванович Соколов и др. Музыке и итальянскому пению обучали австрийские подданные Иосиф Банер и Филипп Вальтер, рисованию – итальянец Лука Бателли.

В разное время на должности врача-консультанта при институтском лазарете состояли Викторин Сергеевич Груздев и Емелиан Валентиевич Адамюк.
По окончании полного курса обучения воспитанницы подвергались публичному испытанию по всем преподававшимся предметам в присутствии Совета института, родителей или родственников и других лиц, специально приглашенных Советом.
Выпускницы получали свидетельства об окончании института. Особо отличившиеся удостаивались наград. Награды существовали трех видов: 1) Вензель императрицы для ношения на левом плече с бантом (один золотой и один серебряный), 2) Золотая и две серебряные медали и 3) книги.
Свидетельство об окончании института давало право работать домашней учительницей.

В 1911 году в институте был открыт еще один дополнительный педагогический класс. А в 1917 году после февральской революции институт был передан из ведения Собственной Его величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии в Министерство народного просвещения, а в ноябре 1918 года – реорганизован в советскую школу II ступени. Так закончилась история первого в Казани учебного заведения для девочек. Родионовский институт благородных девиц, несмотря на свою закрытость и сословную ограниченность сыграл важную роль в становлении и развитии женского образования в Казани.

22 февраля 1940 года документы Казанского Родионовского института благородных девиц поступили на хранение в Национальный архив Республики Татарстан. Был сформирован архивный фонд в количестве 3274-х дел. В составе фонда представлены протоколы заседаний Совета института, отчеты и докладные записки о состоянии института, дела о приеме воспитанниц, ведомости об их успеваемости. Многочисленная переписка Совета института с вышестоящими и иными учреждениями позволяет составить представление не только об учебном процессе, но и о других сторонах жизни воспитанниц: об их семьях, досуге, питании, школьной форме и т.д. Кроме того, в фонде представлен комплекс документов об организации института, имеется завещание А.Н.Родионовой, документы о состоянии завещанных институту имений, вплоть до списков крестьян. Подробно представлена история строительства здания, имеются приходно-расходные книги, документы о многочисленных пожертвованиях, учреждении именных стипендий и т.д. Фонд Родионовского института относится к числу часто используемых фондов. Исследователи, занимающиеся в читальном зале Национального архива, обращаются к нему не только по изучению вопросов просвещения, но и в своих генеалогических изысканиях. 


Ольга Федотова,
начальник отдела публикации документов Национального архива РТ


Поиск по сайту
Расширенный поиск

Краткая история
Положение о Национальном архиве Республики Татарстан
Состав документов
Новые поступления документов
Научно-справочный аппарат
Тематические базы данных
Издательская деятельность
Научно-справочная библиотека
Читальный зал
Юбилейная летопись: 100-летие образования ТАССР (1920-2020 гг.)
Выставки
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступления сотрудников архива
Запросы, исполняемые архивом
Услуги
Путеводитель
Архивы организаций
Контактная информация