www.archive.gov.tatarstan.ru

Четверг, 22 августа 2019

Главная страница  Гостевая книга
ГОСКОМАРХИВ РТ НА РТ ЦГА ИПД РТ ГА ДЛС РТ ЦГА АД РТ ГАП РТ Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков"
и его приложения

Национальный архив Республики Татарстан > Выступления сотрудников архива >

«Литературные и музыкальные любительские общества Казани и губернии конца XIX – начала XX вв. (По документам Национального архива Республики Татарстан)» Версия для печати


На рубеже веков в Казани и Казанской губернии существовало немало общественных объединений по интересам или, по тогдашней терминологии, любительских  обществ. XIX век – век учреждения Казанского университета, открытия во многих городах губернии мужских и женских гимназий. Развитие просвещения естественным образом повлияло на культурный рост среди имущих слоев населения. Казанская публика уже тогда считалась наиболее взыскательной и компетентной, что отмечали многие гастролеры. Театры часто бывали переполнены. Но многие любители и почитатели сценического искусства не удовлетворялись пассивной ролью зрителя. Во второй половине XIX века, если судить по архивным документам, частым явлением в жизни города были литературные и музыкальные вечера, постановки любительских спектаклей. По существующей тогда практике, ни одно общественное мероприятие не могло состояться без разрешения местных властей. В связи с этим вполне объяснимо, что практически весь комплекс документов, касающихся создания и деятельности казанских любительских обществ отложился в архивном фонде Канцелярии казанского губернатора. Среди них прошения об утверждении уставов, тексты уставов в рукописном и типографском вариантах, просьбы о разрешении проведения различных мероприятий, иногда с приложением афиш и программ и т.п.

Одним из самых первых явился Казанский кружок любителей музыки. Он был организован в 1881 году.  Первоначально располагался в свободном помещении губернаторского дворца и находился под покровительством губернатора Александра Константиновича Гейнса. Членами кружка были приобретены музыкальные инструменты и ноты, создан любительский оркестр. В течение нескольких лет кружком устраивались вечера камерной музыки. В 1882 году в зале дворянского собрания состоялся концерт, посвященный столетию со дня рождения Паганини. Но, так хорошо начавшаяся деятельность кружка, постепенно угасла. В 1892 году была попытка его реанимировать. Дворянин Людовик Иосифович Цеслинский подал прошение в Канцелярию казанского губернатора о возобновлении закрытого кружка любителей музыки и представил новый устав. Согласно уставу, возобновленный кружок должен был называться – Казанский кружок любителей музыки, пения и драматического искусства. Целью его было – дать возможность любителям данного искусства собираться вместе для изучения музыкально-вокальных произведений. Однако, прошение Цеслинского было оставлено без рассмотрения ввиду того, что оно подано без уплаты гербового сбора. Сведений о еще каких-либо попытках возродить кружок любителей музыки в архивных документах не обнаружено.

В январе 1882 года организовалось Казанское общество любителей сценического искусства. Уже третьего февраля председатель общества П.Соколовский и член-секретарь Н. Юшков подали губернатору представление о начале своей деятельности. Планировалась постановка благотворительных спектаклей на сцене казанского городского театра. Через год членами общества был организован литературно-музыкальный вечер в честь столетнего юбилея Василия Андреевича Жуковского.

 Следует заметить, подобные общества любителей сценического искусства существовали не только в Казани, но и в других городах губернии. Не удалось установить, были ли они связаны с казанским обществом или действовали самостоятельно. Сохранились рапорты уездных полицейских исправников о проведенных вечерах и спектаклях. Но наиболее интересны афиши этих мероприятий. Часть из них изготовлена типографским способом, но есть и самодельные. Давали в основном комедии забытых в наше время авторов: «Не в деньгах счастье» Чернышева, «Любовный напиток» Баженова, «Съехались, перепутались и разъехались» Никулина, « Родственники или покойник-то не умер» Григорьева, «Ворона в павлиньих перьях» Куликова и др.

К сожалению, и казанскому обществу любителей сценического искусства была уготована судьба вышеуказанного кружка любителей музыки. Внутренние конфликты привели к тому, что многие члены покинули общество, сборы стали падать. Имущество  было продано за долги и общество фактически прекратило свое существование.
Еще одно известное любительское общество – Казанское общество любителей изящных искусств образовалось в 1895 году. Шестого сентября товарищ министра внутренних дел Горемыкин утвердил устав общества. Целью общества было «служить сближению местных деятелей в области изящных искусств и лиц им сочувствующих и содействовать развитию и распространению искусства в городе Казани».

В сферу деятельности общества входили: музыка, драматическое искусство, живопись, изящная литература, история, теория искусств и критика. Согласно своему уставу, общество планировало: устраивать спектакли, концерты, музыкальные, литературные и художественные вечера, выставки и публичные лекции; издавать книги и журналы; завести книжную и музыкальную библиотеки; учреждать стипендии и конкурсы; открывать школы живописи, музыки и сценического искусства. Количество членов общества не ограничивалось. Они подразделялись на почетных, действительных и сотрудников. В члены общества не допускались учащиеся, состоящие на службе нижние воинские чины и юнкера, а также лица, подвергшиеся ограничению прав по суду. Средства общества составлялись из членских взносов, сборов с выставок, концертов и вечеров, а также всевозможных пожертвований. В состав учредителей, подписавших устав общества,  вошло 118 человек. В их числе были известные в городе люди – представители знаменитых дворянских фамилий Боратынские, Геркены, Депрейс, Молоствовы; профессора Казанского университета – Николай Павлович Загоскин, Константин Никитич Булич, Алексей Николаевич Казем-Бек.

Несмотря на столь внушительный членский состав и большие планы, в реальности все получилось иначе. Согласно сохранившимся документам, общество устраивало семейные литературно-музыкальные вечера. Преимущественно они проходили в помещении Казанского купеческого собрания. Публика приглашалась по рекомендации членов общества. Вырученные от билетов деньги распределялись по окончании сезона между обществом и купеческим собранием.

Общество любителей изящных искусств формально просуществовало до 1912 года. Но фактически оно прекратило свою деятельность к 1905 году. К этому времени количество его членов составляло всего 32 человека. Многие из них, согласно рапорту казанского полицмейстера, не раз оказывались в поле зрения полиции и жандармского управления. Десятого октября 1910 года состоялось постановление общего собрания Казанского общества любителей изящных искусств под председательством Д.В.Вараксина о ликвидации общества и передаче имущества и капиталов в распоряжение Казанского общества народных университетов на нужды литературно-драматической и музыкальной секций. Это постановление не было утверждено казанским губернатором Михаилом Васильевичем Стрижевским.  Двадцать пятого ноября 1912 года было принято новое постановление. Согласно ему капитал и имущество ликвидируемого общества поделили вышеуказанные секции общества народных университетов и Казанское отделение императорского музыкального общества. Весь капитал общества любителей изящных искусств составил одну тысячу сто шестнадцать рублей восемьдесят восемь копеек. Музыкальной секции вышеназванного общества кроме денежных средств достался еще и рояль. Библиотека общества любителей изящных искусств содержала несколько комплектов «Ежегодника императорских театров», подшивки «Русской музыкальной газеты», сборник произведений Л.Н.Толстого, пьесы, среди которых – «Светит да не греет» Соловьева, «Последняя жертва» Островского, «Клуб холостяков» Балуцкого и др.

Литературно-драматическая секция Казанского общества народных университетов была создана в 1910 году. Главной ее задачей было познакомить широкие слои населения с лучшими произведениями отечественных драматургов. За два года членами этой секции было поставлено несколько спектаклей по пьесам Пушкина, Гоголя, Островского. В год юбилея Отечественной войны 1812 года была представлена пьеса Бахметьева «Двенадцатый год» на сценах Алафузовского театра и театра имени Гоголя при городском комитете попечительства о народной трезвости.
В целом, можно констатировать, что любительские общества, несмотря на короткий период своего существования, сыграли положительную роль в деле просвещения и культурного развития населения. Кроме того, значительная часть проведенных мероприятий носила благотворительный характер. Собранные средства направлялись, как правило, нуждающимся студентам и учащимся гимназий. К сожалению, внутренние несогласия, проникновение в члены обществ лиц с намерениями, отличавшимися от провозглашенных в первоначальных уставах и другие факторы привели любительские общества к самоликвидации.  Век балов и камерных вечеров закончился. Наступало грозное время мировых войн и революций. Но, к счастью, несмотря на желание отдельных слоев общества разрушить «старый мир до основания», вечные духовные ценности остались. И среди них – литература, музыка, театр.

Начальник отдела публикации документов Национального архива РТ
О.В.Федотова

                                                 


Поиск по сайту
Расширенный поиск

Краткая история
Положение о Национальном архиве Республики Татарстан
Состав документов
Новые поступления документов
Научно-справочный аппарат
Тематические базы данных
Издательская деятельность
Научно-справочная библиотека
Читальный зал
Юбилейная летопись: 100-летие образования ТАССР (1920-2020 гг.)
Выставки
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступления сотрудников архива
Запросы, исполняемые архивом
Услуги
Путеводитель
Архивы организаций
Контактная информация