www.archive.gov.tatarstan.ru

Пятница, 22 марта 2019

Главная страница  Гостевая книга
ГОСКОМАРХИВ РТ НА РТ ЦГА ИПД РТ ГА ДЛС РТ ЦГА АД РТ ГАП РТ Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков"
и его приложения

Национальный архив Республики Татарстан > Выступления сотрудников архива >

История возникновения и развития земских русско-татарских школ во второй половине XIX начала XX вв. (по документам НА РТ) Версия для печати


Особое место в просвещении татарского народа занимали земские русско-татарские школы. Возникли эти школы с введением в России местного земского самоуправления. По «Положению о губернских и земских учреждениях» 1 января 1864 года на земства были возло-жены открытие, контроль и хозяйственные заботы развития школьной системы. Хотя народное и внешкольное образование относилось к категории необязательных расходов.

14 июля 1864 года было принято «Положение о начальных народных училищах», по ко-торому школы стали именоваться начальными народными училищами, они были бесплатными, бессословными, в них принимались дети всех вероисповеданий. В этом Положении не учитывался национальный, конфессиональный состав тех мест, где большинство населения составляли нерусские народности. Поэтому 26 марта 1870 года были приняты правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». Эти правила распространялись и на Казанскую губернию. Согласно этим правилам, на местах с татарским населением предполагалось учреждать начальные сельские, городские русско-татарские школы, а также открывать при мектебе и медресе русские классы на средства местного мусульманского населения. Обучение в этих школах должно было вестись сначала на родном языке, а потом на русском. Конечной целью школьной политики по отношению нерусских народов было обрусение и слияние с русским народом. Эти правила вызвали бурю волнения среди татарского населения. Татарское население всячески противостояло открытию русско-татарских школ и русских классов, видя в этом христианизацию и обрусение и было против изучения русского языка.

По грамотности татары были на первом месте по сравнению с другими народностями, населяющими Казанскую губернию. Образование они получали в своих конфессиональных учебных заведениях: в мектебах и медресах. Каждый мулла, получивший от общества приговор на вступление в должность, брал на себя обязательство обучать мальчиков законам и основам ислама. Обучением же девочек занималась жена муллы. Обучение детей носило религиозный характер.

Долгое время земским органам не удавалось что-либо сделать в области образования татарского населения. Как выше было сказано, татары воспринимали эти школы как место хри-стианизации татарского населения. С другой стороны, татары воспринимали земство только как орган обложения налогами, сбора податей, поэтому с опаской смотрели на земство.

Земство же ставило задачу дать татарскому населению зачатки элементарного образова-ния и знание русского языка, не нарушая его исконных обычаев и прав, а также религиозных верований.

В конце 19 века многие татары стали отчетливо понимать необходимость изучения рус-ского языка. Ускоренный рост капиталистических отношений в стране целом, становление та-тарской национальной экономики края приводили к более тесному отношению с другими на-родностями края. Основным направлением развития татарской экономики стало создание тор-говых домов с чисто национальным или смешанным капиталом. Вследствие чего возросла по-требность общения на русском языке в повседневной жизни.

Земские русско-татарские школы находились в ведении Министерства народного про-свещения, надзор за их деятельностью осуществляли инспектор народных училищ и училищ-ные советы.

В основном русско-татарские земские школы по своему типу были одноклассными од-нокомплектными с трехгодичным сроком обучения. Со временем появились школы с четырех-годичным обучением. В большинстве случаев был один учитель, и он занимался со всеми отде-лениями.

Учебный год начинался в сентябре или в октябре, а заканчивался в конце апреля в нача-ле мая месяца. Продолжительность учебного года колебалась от 150 до 185 дней в году. Начало и окончание учебных занятий в русско-татарских школах, как и во всех сельских школах, зави-сели от времени ведения полевых работ. Зачастую дети начинали посещать школу только с окончанием всех полевых работ. Природно-климатические явления (сильные морозы, бураны, дожди, распутица) и различные эпидемии (холера, скарлатина, корь, тиф) также приводили к перерывам в учебном году.

В школу принимались дети от 7 лет и выше. Часто поступали в школу желающие в воз-расте 19-25 лет и выше. При поступлении татарские крестьянские мальчики вовсе не знали русской разговорной речи. Учитель вел со вновь поступающими учениками подготовительные занятия. Прием учеников производился ежегодно и в течение всего года.
Твердо установленных учебных программ для русско-татарских земских школ не суще-ствовало. В основном за образец учителя брали программу, составленную для русских началь-ных школ. Число уроков в неделю составляло 30 часов. Занятия продолжались в среднем еже-дневно по 6 часов. В русско-татарской земской школе, кроме татарского языка и вероучения, преподавались такие предметы как русский язык, арифметика, чистописание, история, геогра-фия, природоведение. Пение, гимнастика, огородничество, садоводство, рукоделие и некоторые другие необязательные предметы обычно в русско-татарской земской школе не преподавались.

Учебные пособия ученики получали бесплатно от земства. При каждой школе была биб-лиотека для учительского персонала и для учеников. К примеру, в Курманаевском русско-татарском земском училище книги выдавались ученикам по четвергам и воскресеньям.

В школе были и наглядные пособия. В основном, карты Европейской России и Казан-ской губернии, глобусы. В этом отношении Спасская уездная земская управа русско-татарские училища в своем уезде оснащала наглядными пособиями в полной мере. Например, 1913 году в Ново-Барановское земское училище были отправлены: русская история на картоне, альбом по географии, коллекция горных пород, мер длины, торговые весы, разновес фунтовый, спиртовая лампа, стеклянная трубка для термометра, вогнутое зеркало, лупа, компас, магнит, призма, прибор для добывания кислорода, стакан химический, мензурка, набор пробирок, держалка, барометрическая трубка, банка, таблица по анатомии, зоология и ботаника, таблица русских мер, таблица римских и арабских мер, и прочие предметы. Это один из примеров участия земства в образовании татарского населения.

В большинстве случаев русско-татарские земские училища располагались в наемных зданиях – в деревянных, однокомнатных крестьянских избах. Иногда, не приспособленных под школьные помещения (теснота, отсутствие отхожих мест, раздевалки, вентиляции и прочее). Квартира учителя находилась в той же комнате, огороженной только перегородкой. В среднем плата за наем здания составляла 60-150 рублей в год (включая содержание, отопление, сторо-жа). Содержание училища зависело от финансовых возможностей каждого земства.

Преподавательский состав в земском русско-татарском училище был представлен веро-учителем и учителем. Вероучитель - мулла, преподавал детям татарский язык и вероучение, а учитель - обязательные предметы. Вероучитель получал от земства жалованье 45-60 рублей в год. Учитель получал жалованье 240-360 рублей в год. Размер оклада законоучителю и учителю в каждом уезде был разный. Большинство учителей русско-татарских земских школ получили образование в Казанской Татарской учительской школе.

В самом густонаселенном с компактно проживающими татарами Казанском уезде на 1912 год было всего лишь 3 русско-татарские школы. Из них: 1 министерское общеобразова-тельное училище в Пороховой слободе в городе Казани и 2 земских- Ямашурминское в деревне Ямашурма и Арское в городе Арске.

Арское русско-татарское земское начальное училище было открыто 21 ноября 1901 го-да. Эта была типичная одноклассная трехгодичная земская школа. Учитель занимался со всеми тремя отделениями. Всего в неделю было 30 уроков. Занятия продолжались ежедневно по 5 ча-сов. Ежедневно с учениками, готовящимися к выпуску, велись подготовительные занятия по 1 часу. Ученики поступали в училище в возрасте от 14 лет до 25 лет и больше. Все они были из крестьянского сословия и при поступлении не знали русской разговорной речи. Обучение в училище, а также учебные пособия были бесплатными. Имелись наглядные пособия: карта Ев-ропейской России и Казанской губернии, глобусы. При школе была небольшая библиотека. Учитель – сын чиновника Исламов Шейх-Ислам Исхакович. Образование он получил в Казан-ской татарской учительской школе. Оклад составлял 240 рублей. Здание училища было наем-ное, деревянное и плохо приспособленное под учебное заведение. Казанская уездная земская управа платила за наем здания 144 рубля. Квартира учителя находилась за перегородкой в той же комнате, где помещался класс. Для семейного человека она была тесновата.

Ямашурминская русско-татарская земская школа была открыта 10 февраля 1903 года. Школа была открыта благодаря усердию и заботам местного муллы Хамзина Фазлахмеда Хафа-зовича. Он не только расположил местное население к открытию данной школы, но и за неимением в деревне подходящего здания уступил лучшую часть своего дома под школу и устроил квартиру для учителя. За это он получал от земства 150 рублей в год. Также Хамзин за свой счет содержал сторожа, отапливал и освещал школу. Мулла Хамзин был попечителем этой школы. Несмотря на старания муллы Хамзина, даже после открытия местное население долгое время с недоверием относилось к земской школе. К примеру, в 1905 году, на 3-й год существования училища, в нем обучалось всего 5-7 учеников. Тогда как, в местном мектебе постоянно учились 20-25 учеников. Причиной столь малого количества русско-татарских школ в Казанском уезде было связано с резко недоверчивым отношением к ним крайне фанатичного по сравнению с другими местностями татарского населения. К тому же, и без того скудный земский бюджет не позволял иметь большое количество русско-татарских школ.

В Спасском уезде до 1910 года не было ни одной русско-татарской школы. К 1914 году в уезде насчитывалось уже 8 русско-татарских школ. В 1911 году школы открылись в селениях Б.Тиганы, Т.Тохтала и Тяжбердино, а 1912 году Новый Баран, Салманы и 1914 году в д. Измерь и Старый Баран. Одна министерская русско-татарская школа находилась в городе Спасске.

Чистопольская земская управа выбрала путь постепенного открытия русско-татарских школ в тех селениях уезда, жители которых без всякого давления выражали тем или иным пу-тем свое сознательное и сочувственное отношение к этому вопросу. Благодаря усилиям земства в 1912 году в уезде были открыты два первых русско-татарских училища: в д. Курманаева Ста-ро-Челнинской волости и в д.Каргалаях Каргалинской волости. Господин инспектор народных училищ Чистопольского уезда, посещавший Курманаевское русско-татарское училище в 1914 году, остался доволен и написал следующее в ревизионной книге: «Училище помещается в новом здании, построенном вероучителем и муллой В.А. Фахрутдиновым. Здание училища светлое, просторное и вполне приспособленное для школьных занятий. Учителем состоит Габидулла Сайфуллович Тойгольдин. В училище 2 отделения, учащиеся - 36 человек. Ученики обоих отделении оказались прекрасно подготовленными как русскому чтению, так и арифметике. Учитель относится к учебному делу с похвальным усердием и школа производит наилучшее впечатление».

Широкому распространению земских русско-татарских школ мешали множество факто-ров. В первую очередь религиозный фактор. В виду национальной обособленности и наблю-даемого в некоторых местах не сочувствия к получению русского образования русско-татарские школы открывались по мере надобности в зависимости от возбуждения татарскими обществами отдельных ходатайств. Во-вторых, правительственная политика, проводимая по отношению татарского населения. Боязнь обрусения и христианизации породили среди татар неправильное представление о русско-татарской школе и о земстве вообще. В частности, сдер-живало открытие русско-татарских школ распоряжение попечителя Казанского учебного округа открывать эти школы только по приговорам сельских обществ. Другое, не менее важное затруднение обучения татарских детей в русско-татарских земских школах заключалось в недостатке учителей из мусульман. Правда, некоторые татарские сельские общества, при возбуждении ходатайств, изъявляли согласие на назначение учителей из крещеных татар или русских, знающих татарский язык, но подобное согласие не всегда гарантировало учителей от неприязненного к ним отношения местных мулл и населения. Кроме того, и сами учителя, вынужденные изменять своим христианским привычкам (например, праздновать пятницу и учить в воскресный день), тяготились своим положением. Уездные земства за свой счет отправляли выпускников русско-татарских школ учиться в Казанскую татарскую учительскую школу.

Земские русско-татарские школы сыграли определенную роль в становлении светского образования татарского народа.

Заведующая архивохранилищем Национального архива РТ
Э.Р.Гайнетдинова



Поиск по сайту
Расширенный поиск

Краткая история
Положение о Национальном архиве Республики Татарстан
Состав документов
Новые поступления документов
Научно-справочный аппарат
Тематические базы данных
Издательская деятельность
Научно-справочная библиотека
Читальный зал
Юбилейная летопись: 100-летие образования ТАССР (1920-2020 гг.)
Выставки
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступления сотрудников архива
Запросы, исполняемые архивом
Услуги
Путеводитель
Архивы организаций
Контактная информация