www.archive.gov.tatarstan.ru

Пятница, 17 августа 2018

Главная страница  Гостевая книга
ГОСКОМАРХИВ РТ НА РТ ЦГА ИПД РТ ГА ДЛС РТ ЦГА АД РТ ГАП РТ Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков"
и его приложения

Национальный архив Республики Татарстан > Выступления сотрудников архива >

«Назиб Жиганов: вехи биографии. По документам Национального архива Республики Татарстан» Версия для печати


Назиб Гаязович Жиганов – выдающийся татарский композитор, народный артист СССР. В Национальном архиве РТ отложился комплекс документов, рассказывающих о его жизни и творчестве.

Большинство из хранящихся в архиве документов, связанных с его творческой биографией, сосредоточены в фондах Союза советских композиторов ТАССР и Казанской государственной консерватории. Это логично и объяснимо, т.к. долгие годы Н.Г. Жиганов возглавлял как эту творческую организацию, так и руководил учебным процессом, стоя у истоков формирования татарской профессиональной музыки.

Наиболее полно представлены документы, характеризующие деятельность Н.Г. Жиганова в 1940-1960-е гг. Сохранился протокол № 1 заседания оргбюро Союза советских композиторов ТАССР от 31 января 1941 г., на котором рассматривался вопрос об организации республиканского Союза советских композиторов.

Союз советских композиторов Татарии играл ключевую роль в формировании национальной музыкальной интеллигенции, в становлении и развитии татарской музыкальной культуры. Как свидетельствует «Краткий обзор деятельности Союза советских композиторов Татарии (1940-1947гг.)», сохранившийся в архиве, только за 7 лет были созданы 10 опер, 4 балета, 3 музыкальные комедии, 3 симфонии. 2 струнных квартета, несколько кантат и сюит, 2 концерта, свыше 150 массовых песен. Отчет отмечал, что опера Н. Жиганова «Ильдар», поставленная в Казани в 1942 г., явилась первой советской оперой на тему Отечественной войны.

Только за один год – к 30-летию Октябрьской революции, отмечавшемуся в 1947 г., композиторами Татарии были написаны две оперы «Поэт» Н. Жиганова и «Через огонь» М. Юдина, балет «Серле курай» А. Ключарева, вторая симфония М. Музафарова, 24 прелюдии для фортепьяно, цикл детских песен З. Хабибуллина, а также ряд обработок татарских народных песен для хора отдельными композиторами. Подобная творческая активность была во многом связана с личностью самого Н.Г. Жиганова – неутомимого труженика, даже в сложнейших условиях сталинского режима умевшего отстаивать свои позиции и называть вещи своими именами.

Показателен в этом смысле хранящийся в архиве протокол общего собрания членов союза композиторов республики от 17 февраля 1948 г. по обсуждению постановления ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. об опере «Великая дружба» В. Мурадели. В нашу задачу не входит детальный разбор реализации постановления, получившего в дальнейшем оценку одиозного, нам интересен творческий человек и его реакция. Помимо общих фраз о «новых творческих задачах в деле создания полноценных, высококачественных произведений» протокол содержит очень характерное для Н.Г. Жиганова и в дальнейшем мироощущение, что нельзя говорить о развитии музыкального творчества изолированно, вне контекста мировой культуры: «Я знаю таких писателей, которые не ходят не только на татарские оперы, но и на «Пиковую даму». Здесь, очевидно, уместно поставить вопрос о пропаганде классической и народной музыки, чтобы у некоторой части народа был вкус, потребность в этой форме музыки… Если от композиторов сейчас требуется ясность языка и понятливость, связь с творчеством народной музыки, то это принадлежит традициям, заложенным в русской классической музыке».

На протяжении всего периода 1950-1960-х гг. наблюдался рост композиторской организации. Как отмечалось в сообщении о работе Союза композиторов ТАССР за 1956-1961 гг., если в 1956 г. Союз объединял 17 композиторов и музыковедов, то к 1961 г. их стало 25, из них 20 человек с высшим музыкальным образованием.

Союз композиторов не замыкался в себе, имея постоянный контакт с самой широкой аудиторией. Практиковалось проведение вечеров-встреч композиторов с представителями различных профессий, с военнослужащими, колхозниками и т.д. Систематически готовились информации о творческой жизни Союза композиторов. Обратимся к подобной информации, составленной по итогам 1966 г. Архивный документ свидетельствует о том, какой насыщенной творческой жизнью жил Союз: «5 января 1966 г. музыковедческая секция слушала сообщение Я.М. Гиршмана об итогах Всесоюзной теоретической конференции музыковедов «Проблема новаторства в современной музыке»; в тот же день З. Хайруллина на городском семинаре учителей татарской литературы школ Казани прочла лекцию на тему «Татарская литература и музыка», для рабочей молодежи Войлочного комбината провела вечер М. Булатова; 9 января в газете «Социалистик Татарстан» опубликованы ноты (мелодическая строка) песни Р. Яхина «Зимний лес» («Кышкы Урман») на стихи М. Нугмана; 12 января по телевидению состоялся концерт-беседа З. Хайруллиной на татарском языке «Новые произведения композиторов Татарии», исполнялись произведения Х. Валиуллина, Р. Яхина, А. Юсфина (обработка татарских народных песен); 15 января – 55 лет со дня рождения Н.Г. Жиганова. Правление и друзья послали телеграмму. Московское радио передало концерт «Народный артист Союза СССР Н. Жиганов»; …21 января в клубе Менжинского Н.Г. Жиганов выступил на республиканском семинаре работников культпросветучреждений ТАССР с рассказом о работе композиторов к 50-летию Великой Октябрьской революции, о задачах культпросветработников по музыкальному воспитанию трудящихся; 25 января творческая встреча Н.Г. Жиганова во дворце пионеров Ленинского района, на встрече были артисты В. Шарипова, А. Аббасов, Э. Ахметова; 29 января Н. Жиганов был на линейке школы № 82 в Татарском государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля, принят в почетные пионеры».

Наряду с пропагандой музыкального творчества композиторы Татарии оказывали систематическую теоретическую, методическую помощь музыкантам поволжского региона, выезжали в районы республики. В том же 1966 г. в 16 районах республики побывали 15 композиторов, проведя 50 встреч с трудящимися села, в 1967 г. 10 композиторов побывали в 12 районах, а композитор Загид Хабибуллин избран почетным гражданином Муслюмовского района. Велась и музыкально-просветительская работа. Композиторы Ф. Ахметов и М. Яруллин провели занятия в Университетах культуры при Домах культуры Азнакаевского и Кукморского районов. Постоянно использовалась такая форма популяризации музыкального творчества, как радиопередачи. Только в 1967 г. Дж. Файзи провел 20 радио-передач. С неизменным успехом проходили выездные мероприятия, в которых участвовали татарские композиторы. Так, в 1967 г. на концертах юбилейного пленума Правлений Союза композиторов и хорового общества РСФСР в течение недели практически ежедневно звучала татарская музыка в исполнении симфонического оркестра Ленинграда, оркестра народных инструментов и эстрадного оркестра Ленинградского радио. С большим успехом в Ленинграде прозвучали «Симфонические песни» Назиба Жиганова.

Сам Н.Г. Жиганов живо реагировал на все происходившие вокруг него изменения, стремясь переосмыслить их музыкальным языком и сделать доступными для широкой аудитории. В связи с освоением нефтяных богатств республики в 1961-1962 гг. им был создан марш «Молодые нефтяники» для духового оркестра, романс «Вечерняя Казань» на стихи Н. Арсланова.

Истинный патриотизм в сочетании с интернационализмом пронизывает творчество Н.Г. Жиганова. Композитор и сам неоднократно это подчеркивал. Многие его выступления, доклады, сообщения пронизывает одна мысль – никакая культура не может развиваться изолированно и должна воспринимать все то лучшее, что было создано другими народами, независимо от национальности. Сохранилась стенограмма обсуждения оперы Н. Жиганова «Намус» в Союзе композиторов Татарии 13 апреля 1950 г., которая характеризует всю остроту разгоревшейся дискуссии: «Очень боишься ты русского языка, - возражал Н.Жиганов в своем выступлении одному из оппонентов, - а я не боюсь и считаю, что там, где татарская музыка попадает под русское влияние, тем культурнее и лучше она выйдет, и хорошо, когда ее будут понимать не только татары, но и весь советский народ. Поэтому не надо бояться этого, бояться чего-то русского…».

Видимо, определенный интерес к данной проблематике сподвиг его на организацию творческой встречи композиторов Татарии с профессором М.С. Джуносовым, состоявшейся 9 июня 1967 г. «Страна наша большая, национальностей много, одни насчитывают миллионы, других сотни тысяч, задач и проблем очень много, - говорил Н.Г. Жиганов во вступительном слове, - и наша партия поэтому всегда считает своим долгом учитывать нюансы, модуляции, как говорят музыканты, в развитии этого вопроса».

Являясь одним из организаторов и первым директором созданной в апреле 1945 г. Казанской государственной консерватории, Н.Г. Жиганов стремился к тому, чтобы в число студентов попадали лучшие, наиболее способные абитуриенты, независимо от их национальности. Класс инструментовки Н.Жиганова в Казанской консерватории окончили в разные годы ставшие классиками татарской музыкальной культуры композиторы Ф. Ахметов, Р. Белялов, Р. Еникеев, Л. Любовский, А. Монасыпов, Б. Мулюков, Б. Трубин и др.

Даже в не самые простые перестроечные годы Н.Г. Жиганов не изменил своим принципам. Сохранился протокол № 4 заседания Совета Казанской государственной консерватории от 27 апреля 1988 г., на котором заслушивался вопрос о совершенствовании интернационального воспитания студентов в процессе преподавания специальных и общественных дисциплин. «Сила нашего вуза в интернациональных принципах, на которых основывается его деятельность с первых лет существования… Нужно углублять интернациональное воспитание на уроках по специальности. Татарскую музыку должны исполнять не только татары, а татары должны знать музыку других народов» и выступил с предложением провести вечер армянской музыки…

Назиб Гаязович умер 2 июня 1988 г. во время концерта в Уфе в дни проведения Дней литературы и искусства Татарии в Башкирской АССР. В 2001 г. Казанской государственной консерватории присвоено имя Жиганова. Несмотря на то, что прошло уже много лет, память о Н.Г. Жиганове, его произведениях жива и составляет золотой фонд сокровищницы национального искусства России.

Кузнецова Людмила,
начальник отдела научной информации и
использования документов Национального архива РТ



Поиск по сайту
Расширенный поиск

Краткая история
Положение о Национальном архиве Республики Татарстан
Состав документов
Новые поступления документов
Научно-справочный аппарат
Тематические базы данных
Издательская деятельность
Научно-справочная библиотека
Читальный зал
Юбилейная летопись: 100-летие образования ТАССР (1920-2020 гг.)
Выставки
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступления сотрудников архива
Запросы, исполняемые архивом
Услуги
Путеводитель
Архивы организаций
Контактная информация