www.archive.gov.tatarstan.ru

Четверг, 21 марта 2019

Главная страница  Гостевая книга
ГОСКОМАРХИВ РТ НА РТ ЦГА ИПД РТ ГА ДЛС РТ ЦГА АД РТ ГАП РТ Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков"
и его приложения

Национальный архив Республики Татарстан > Выступления сотрудников архива >

Участие учебных заведений Казани в патриотическом движении в период Первой мировой войны. (По документам Национального архива Республики Татарстан) Версия для печати


Первая мировая война стала большим испытанием для всего российского общества. В результате военных действий в стране появились раненые, инвалиды, беженцы, увеличилось количество вдов, сирот, требовавших особого внимания со стороны государства. Основная забота об этих людях, их судьбах легла на органы городского и земского самоуправлений, общественные организации, частных благотворителей.

Известно, что одним из благотворителей России был Ф.И. Шаляпин. В Первую мировую войну он содержал два госпиталя. Газета «Камско-Волжская речь» писала: «Шаляпин намерен устроить лазареты в Петрограде и Москве, каждый на 25 кроватей. На содержание лазаретов имени Шаляпина пойдут сборы со всех концертов, которые будут устроены артистом». 4 октября 1914 г. в Московском Большом театре в пользу раненых состоялся концерт Ф.И. Шаляпина. Отчисления, собранные от концерта, более 17 тыс. рублей, были направлены в пользу лазарета.

Не остались в стороне от всеобщего патриотического подъема и земляки Ф.И. Шаляпина – жители г. Казани. С первых дней войны активное участие в патриотическом движении приняли учащиеся и преподаватели учебных заведений города.

Значительный комплекс документов по этой теме отложился в ряде фондов Национального архива РТ: Канцелярии Казанского губернатора, Попечителя Казанского учебного округа, Казанского университета, Первой казанской гимназии, Первого реального училища, в фондах частных женских гимназий.

Видовой состав документов представлен циркулярами министра народного просвещения, казанского губернатора, попечителя казанского учебного округа. В циркулярных письмах, выходивших с пометкой «секретно», «спешно», поднимались самые острые вопросы военного времени. Ярко выраженный подъем патриотических чувств прослеживается и в отношениях, уведомлениях, сведениях начальников учебных заведений, протоколах педагогических советов школ, гимназий, училищ.

Так, уже 25 июля 1914 г. состоялось заседание комиссии директоров учебных заведений г.Казани, на котором обсуждался вопрос об организации сбора добровольных пожертвований на нужды войны служащими и учащимися учебных учреждений Казани.

Следует отметить, что формы участия в патриотическом движении учебных заведений г.Казани довольно разнообразны. Рассмотрим некоторые из них, наиболее распространенные.

Прежде всего это предоставление учебными заведениями помещений под постой войск, размещение военнообязанных, устройство лазаретов для больных и раненых воинов.

С июля месяца вслед за объявлением первой мобилизации многие учебные заведения г.Казани предоставили свои помещения для военных надобностей. Например, в здании Казанского первого реального училища разместилось до 1500 человек запасных чинов и до 800 человек военнообязанных; в Казанском промышленном училище 766 нижних чинов; в здании Казанской Мариинской женской гимназии 300 нижних чинов.

Учитывая потребности военного времени, учебные заведения г. Казани также выделяли свои помещения под лазареты для больных и раненых солдат армии.

Как свидетельствуют архивные документы, к концу октября 1914 г. высшими, средними и низшими учебными заведениями города были предоставлены помещения для раненых воинов на 1530 кроватей, из них только Казанским университетом – 530 кроватей.

В военное время Казанский университет являлся своего рода центром подготовки медицинских кадров для госпиталей. Так, в октябре-ноябре 1914 г. при университете были организованы кратковременные курсы для подготовки персонала по уходу за больными и ранеными воинами. На курсах безвозмездно читали лекции известные профессора университета, врачи, в т.ч. доктор К.М.Яхонтов читал курс анатомии с физиологией; профессор С.С.Зимницкий – инфекционные болезни; профессор А.В.Вишневский и профессор В.Л. Боголюбов – хирургию и уход за ранеными. Число слушателей, принятых на курсы превысило 200 человек.

В декабре 1914 г. в Казанском университете также состоялся первый выпуск 39 сестер милосердия. Некоторые из них по окончании курсов сразу же отправились на передовые позиции.

В период военного времени в стенах Казанского университета размещались различные госпитали, лазареты. Так, в 1915 г. в психиатрической клинике университета располагался сводный эвакуационный госпиталь, в глазной, акушерской и кожной клиниках – Казанский военный госпиталь, в терапевтической клинике – лазарет городской организации по оказанию помощи больным и раненым воинам, в главном здании университета – лазарет Красного Креста на 75 человек.

Следует подчеркнуть, что многие учебные заведения г.Казани устраивали лазареты для больных и раненых воинов на собственные средства. Так, в помещении Казанских высших женских курсов по инициативе Совета курсов был устроен на собственные средства лазарет на 12 кроватей.

На средства учащихся и их родителей 22 октября 1914 г. был открыт лазарет на 12 кроватей для раненых воинов при Казанской четвертой женской гимназии, учрежденной В.А. Ряхиной.

Сохранился типографский экземпляр издания «Известия отделения лазарета при женской гимназии В.А. Ряхиной» от октября 1914 г. В издании подробно отражена история возникновения лазарета, его торжественное открытие, представлены перечень оборудования лазарета, список родителей и родственников учениц, участвовавших в содержании лазарета, указан порядок лазаретной жизни.

Также в Казани при Управлении Казанского учебного округа был организован лазарет для раненых воинов на 35 кроватей, на содержание которого поступали средства из ежемесячных отчислений педагогического персонала средних и низших учебных заведений и пожертвований от учащихся.

Важной формой оказания помощи военнослужащим учебными заведениями г.Казани являлось и проведение различных сборов, в т.ч. «кружечных сборов», процентных отчислений от содержания служащих учебных заведений, материальных пожертвований.

На основании циркулярного письма попечителя Казанского учебного округа И.А. Базанова от 25 августа 1914 г. в учебных заведениях г.Казани были установлены кружки для сбора пожертвований на нужды Красного Креста.

Заслуживает внимания деятельность кружка по сбору средств для солдат армии, устроенного студентами Казанского университета. 2 марта 1915 г. профессор Казанского университета А.А. Овчинников обратился к казанскому губернатору П.М. Боярскому с просьбой о разрешении студентам университета провести сбор пожертвований по магазинам и лавкам г.Казани. «Сбор этот организуется по инициативе группы студентов, - писал А.А. Овчинников, - образовавших дружину для переноски раненых с вокзала при участии общестуденческой организации для помощи жертвам войны». А.А. Овчинников также просил казанского губернатора разрешить им производить сбор деньгами по подписным листам.

В фондах архива сохранились подписные листы для записи денег и подарков, отправляемых воинам в действующую армию, от учащихся учебных заведений города. На передовые позиции, кроме денежных средств, направлялись узелки с табаком, мылом и чаем, почтовая, курительная бумага, списки, папиросы, карандаши, теплые фуфайки и многое другое.

Одним из важных источников помощи раненым воинам являлось привлечение учащихся к изготовлению инвентаря для лазаретов и госпиталей, пошив белья для раненых.

Например, в 1915 г. для лазарета, размещенного в Казанском промышленности училище, в мастерских училища были изготовлены железные кровати, столики, табуреты, для различных госпиталей изготовлено 18 пудов 34 фунта мыла, 3 пуда соды. Для артиллерийского ведомства сделана разборная учебная модель пушки; для сухарного завода военного ведомства – хлеборезные машины.

Большая помощь в снабжении воинов бельем была оказана женскими учебными заведения г.Казани. Так, ученицы Ксенинской женской гимназии на уроках рукоделия изготовляли для лазарета при Казанской учебном округе простыни, наволочки, сорочки, кальсоны, чулки, фуфайки. Также подобные вещи изготовлялись и для воинов, находящихся в действующей армии. Материал для этого приобретался на пожертвования почетной попечительницы гимназии О.С. Гейнс, педагогического персонала, пожертвования самих учениц.

Важной формой участия учебных заведений г.Казани в патриотическом движении во время Первой мировой войны является непосредственное участие в боевых операциях служащих и учащихся учебных заведений города.

Как свидетельствует статистика, в 1914 г. на войну было призвано около 100 служащих из учебных заведений г.Казани, в т.ч. 47 человек из Казанского университета, 6 человек – из Казанского промышленного училища, 4 человека – из Казанской 1-й мужской гимназии.

Донесения, представления директоров учебных заведений г.Казани попечителю Казанского учебного округа сохранили имена учеников, погибших в боях и отличившихся в военных операциях.

Так, 4 апреля 1915 г. директор Казанского первого реального училища С.Н. Алексеев сообщал управляющему Казанским учебным округом П.Д. Погодину следующее: «Ученик 5-го класса вверенного мне училища Александр Сидоров, поступивший в октябре 1914 г. добровольцем в 205 пехотный Шимахинский полк, …за отличие в делах против неприятеля награжден Всемилостивейше Георгиевской медалью 4-й степени за разведку при деревне Мнишек 15 января сего года».

Директор Казанской 1-й гимназии Н.А. Клюев 26 апреля 1916 г. писал попечителю Казанского учебного округа М.М. Ломиковскому: «Из учеников, отличившихся на театре военных действий, должен отметить Замятина Николая, который отправившись на фронт нижним чином, получил 3 Георгиевских креста и французскую медаль за храбрость. Будучи затем командирован в Ораниенбауманскую школу прапорщиков, он окончил ее и в настоящее время находится снова на позициях».

О патриотическом настрое учителей, учащихся Казанской второй гимназии говорилось в августе 1914 г. на заседании педагогического Совета гимназии: «Все учащие гимназии готовы, если понадобится, выполнить долг непосредственных защитников Родины. Пока же, оставаясь на местах, они [учителя] отдадут все умение и все способности свои на работу для поддержания культурной жизни России, для образования и воспитания русского подрастающего поколения в духе веры в Бога, горячей самоотверженной любви к государю и отечеству, стремления к науке и просвещению и уважения к человеческой личности; все ученики гимназии горят желанием идти вслед за отцами своими».

С полным правом эти слова можно отнести практически ко всем учебным заведениям города, активно участвовавшим во всенародном патриотическом движении, охватившем всю Россию.

Н.А. Шарангина
заместитель директора Национального архива
Республики Татарстан



Поиск по сайту
Расширенный поиск

Краткая история
Положение о Национальном архиве Республики Татарстан
Состав документов
Новые поступления документов
Научно-справочный аппарат
Тематические базы данных
Издательская деятельность
Научно-справочная библиотека
Читальный зал
Юбилейная летопись: 100-летие образования ТАССР (1920-2020 гг.)
Выставки
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступления сотрудников архива
Запросы, исполняемые архивом
Услуги
Путеводитель
Архивы организаций