www.archive.gov.tatarstan.ru

Воскресенье, 15 сентября 2019

Главная страница  Гостевая книга
ГОСКОМАРХИВ РТ НА РТ ЦГА ИПД РТ ГА ДЛС РТ ЦГА АД РТ ГАП РТ Журнал "Гасырлар авазы - Эхо веков"
и его приложения

Национальный архив Республики Татарстан > Выставки >

«Казань – один из центров по выпуску боевых самолетов» Версия для печати


Большой интерес представляют документы о становлении Казани в качестве одного из центров по выпуску боевых самолетов. Казань, намечавшаяся в качестве одного из новых центров авиастроения - еще в годы предвоенных пятилеток, с пуском эвакуированных предприятий стала крупнейшим производителем боевых самолетов. Всего за годы войны в нашей республике было произведено более 21 тысячи самолетов. Каждый шестой самолет военных лет получал путевку в небо в Казани.
Одним из крупнейших самолетостроительных заводов, расположенных в Казани стал Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова. В сентябре-октябре 1941 г. Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова с конструкторским бюро В. М. Петлякова был эвакуирован на территорию Казанского авиационного завода № 124. В ноябре 1941 года на площади завода № 124 были организованы два самолетостроительных завода - № 124 по производству тяжелого бомбардировщика ТБ-7 и № 22 по производству пикирующего бомбардировщика Пе-2.  Вскоре, решением Государственного комитета обороны от 23 декабря 1941 г. эти два завода были объединены в «единый завод № 22» по производству Пе-2, производство самолета ТБ-7 было законсервировано.

Выписка из приказа Наркомата авиационной промышленности СССР «Об организации на площади завода № 124 НКАП в г. Казани двух самолетостроительных заводов» по производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и тяжелого бомбардировщика ТБ-7.
20 ноября 1941 г.
В начале января 1942 года при перелете в Монино на самолете Пе-2 за № 14-11 в авиационной катастрофе погибает Владимир Михайлович Петляков. В Национальном архиве РТ хранится уникальный документ - акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы от 27 января 1942 г., где изложены все обстоятельства гибели выдающегося авиаконструктора.

Акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы самолета Пе-2, на борту которого находился главный конструктор завода № 22 В.М.Петляков.
20 января 1942 г.

В мае 1942 года производство самолета ТБ-7 на заводе № 22 было восстановлено с выделением отдельного производства. В Национальном архиве РТ сохранилась историческая справка по самолету ТБ-7, составленная в марте 1944 г. главным конструктором самолета, назначенным после гибели Петлякова, Иосиф Фомич Незваль. Судьба этого самолета сложилась не очень удачно. Тяжелый стратегический бомбардировщик ТБ-7, названный по имени его создателя Петляков-8 (Пе-8), был для своего времени сгустком новейших достижений техники. Первоначальный эскизный проект самолета был составлен А. Н. Туполевым во второй половине 1934 г. По дальности полета и бомбовой нагрузке он в первые годы второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин, включая и знаменитый американский Б-17, называемый «летающей крепостью». За годы войны заводом было выпущено всего 79 бомбардировщиков Пе-8.

Историческая справка по самолету Пе-8 (ТБ-7), составленная главным конструктором самолета на заводе № 22 И.Ф.Незваль


                  
Самолет Пе-8 с винтомоторной установкой М-82, выпускаемый
на заводе № 22.
1942 г.
Вместе с тем, основным профилем завода № 22 было производство пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Всего за годы войны заводом было отправлено в летные части более 10 тысяч Пе-2. Опытно-конструкторское бюро завода по производству Пе-2 под руководством главного конструктора В.М. Мясищева и опытно-конструкторское бюро по производству Пе-8 под руководством И.Ф.Незваля постоянно работали над модернизацией этих самолетов.
Из отчетного доклада директора завода № 22 В.А.Окулова за 1945 г. – о выполнении производственной программы по оборонной продукции за 1944-1945 гг., в т.ч. по производству самолетов Пе-2 и Пе-8, об опытных работах по их модернизации
24 января 1945 г.
 
Письмо старшего инженера 150-го бомбардировочного авиационного полка инженер-капитана Авсеева директору завода № 22 В.А.Акулову о результатах боевой эксплуатации самолетов Пе-2.
12 августа 1942 г.
На Казанском моторостроительном заводе № 16 осенью 1941 г. приступило к работе особое конструкторское бюро тюремного типа. Среди обитателей казанской моторостроительной спецтюрьмы было немало выдающихся ученых и конструкторов, ставших впоследствии гордостью советской страны. Однако их работы казанского периода не оставили в истории ОКБ завода № 16 столь заметного следа, какой был оставлен В. П. Глушко и С. П. Королевым. Казань стала для них важным этапом на пути создания реактивной авиации и ступенькой на пути в космос.
В начале января 1943 года приказом по особому конструкторскому бюро была создана группа реактивных установок, главным конструктором группы был назначен С. П. Королев, главным конструктором группы реактивных двигателей был В. П. Глушко. Серийный самолет Пе-2 с установкой РУ-1 должен был быть готов для испытаний 26 февраля 1943 г. Однако этот срок был слишком оптимистичным. Ни в феврале, ни в весенние месяцы летные испытания не проводились. Причина и в сложности решаемых задач, и в проблемах субъективных. Кроме того, оба завода выполняли напряженную производственную программу. По указанию Сталина испытания серийных самолетов проводились круглосуточно, и через два дня после сборки они должны были быть готовыми к бою. Самолет с реактивной установкой был передан для испытаний лишь в августе 1943 г., далее были продолжены работы по доводке, усовершенствованию и внедрению реактивных двигателей в производство. В 1944 году приказом директора завода № 16 было создано сначала конструкторское, затем опытное конструкторское бюро реактивных двигателей под руководством В. П. Глушко.
Приказ по особому конструкторскому бюро завода № 16 об организации группы реактивных установок под руководством С.П.Королева.
8 января 1943 г.
Приказ директора завода № 16 М.М.Лукина о создании конструкторского бюро реактивных двигателей, подчиненного директору завода № 16 и начальнику 4-го спецотдела НКВД СССР, главный конструктор В.П.Глушко.
1 июня 1944 г.
Моторостроительный завод № 16 был эвакуирован из Воронежа на территорию Казанского завода № 27 в ноябре 1941года. За годы Великой Отечественной войны заводом было выпущено около 16000 авиационных моторов. Наряду с выпуском серийной продукции коллектив завода занимался и созданием новых образцов моторов, модификацией серийных образцов. Среди них, помимо работ по созданию реактивных двигателей, работа по модификации мотора ВК-105 ПФ с повышением его высотности на 1800 м, создание мощного бензинового мотора МБ-103 и др.
Из докладной записки ди­ректора завода № 16 М.М.Лукина секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову о работе завода в годы
Великой Отечественной войны.
30 марта 1945 г.
В цехе сборки моторов
на заводе № 16.
1942 г.

На территории небольшого завода № 169, производившего в мирное время изделия гужевого транспорта, разместилось оборудование Ленинградского авиационного завода № 387 (впоследствии Казанский вертолетный завод), и уже с сентября 1941 года завод приступил к выпуску самолета У-2 (с 1944 года ПО-2).

Из объяснительной записки к годовому отчету о работе завода № 387 за 1941 г. – о выпуске основных видов продукции, в т.ч. легкомоторного
бомбардировщика У-2.

Ночные бомбардировщики По-2 в цехе сборки
завода № 387.
1943 г.
С первых дней войны эта неказистая машина стала незаменимой на фронте. Ее использовали в качестве разведчика, связного. На этом самолете вывозили с передовой раненых бойцов. Но машина не была приспособлена к ведению боевых действий. С середины IV квартала 1941 г. завод приступил к переоборудованию самолета в легкомоторный бомбардировщик. «Небесный тихоход», выпускаемый в Казани, стал легендарной фронтовой машиной. Появление его на передовой поначалу вызывало у гитлеровцев скептическое отношение, но когда ночные бомбардировки не стали давать покоя переднему краю, немецкое командование стало выплачивать пять тысяч марок тому, кто сбивал эти самолеты.

Всего за годы войны заводом № 387 было отправлено на фронт около 11 тысяч самолетов ПО-2. После окончания войны, в августе 1945 года по указанию 11-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности СССР был открыт заказ на постройку и испытание модификации ПО-2 – санитарного самолета ПО-2С.

Приказ директора завода № 387 М.П.Семенова об открытии заказа на постройку и испытание опытного образца модификации По-2 – санитарного самолета.
25 августа 1945 г.

Из отчетного доклада директора завода № 387 за 1945 г. – о выполнении производственной программы по оборонной продукции за 1944-1945 гг., в т.ч. по производству самолетов По-2 и По-2с.



Поиск по сайту
Расширенный поиск

Краткая история
Положение о Национальном архиве Республики Татарстан
Состав документов
Новые поступления документов
Научно-справочный аппарат
Тематические базы данных
Издательская деятельность
Научно-справочная библиотека
Читальный зал
Юбилейная летопись: 100-летие образования ТАССР (1920-2020 гг.)
Выставки
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступления сотрудников архива
Запросы, исполняемые архивом
Услуги
Путеводитель
Архивы организаций
Контактная информация